Не щадя ни деревень, ни Байкала. ТОР в Красном Чикое.

Вячеслав Бортницкий / Новости, 20:01, 19 июля 2021

О дороге для угольного разреза в Красночикойском районе речь идет давно. В 2016 году дорога должна была строиться в стороне от сёл и реки. Но теперь известно – дорога пойдет не только рядом с рекой Чикой, но и с шестью деревнями и даже кладбищами и скотомогильниками.

ДОРОГА СМЕРТИ

Виктор КОВНЕР, глава сельского поселения «Черемховское»:

«До нас никакой информации как до администрации никто не доводил, до населения тем более. Узнаем, что маршрут переигран в одностороннем порядке на все наши запросы – почему? На каком основании? Ответ один – экономическое обоснование. Не выгодно пускать дорогу, вкладываться в строительство укреплений основания, чтобы пройти болотами проще сделать здесь. Где нет болот, здесь нет никаких рельефных сложностей, то есть просто равнина, но здесь есть люди поэтому людей подвинем построим дорогу»

Дорога будет не общего пользования – только для того, чтобы возить уголь с Зашуланского месторождения. Официальное «добро» от руководства края уже есть.

ЦИТАТА:

«Освоением Зашуланского месторождения каменного угля в Красночикойском районе Забайкальского края займется новый резидент ТОР «Забайкалье» – компания «Разрезуголь». Это совместное российско-китайское предприятие, созданное ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие крупнейшей угольной корпорация Китая - China Energy) и ООО «Компания «Востсибуголь» (дочернее общество компании En+ Group), которая входит в число наиболее крупных компаний угольной промышленности России

Пресс-служба правительства Забайкальского края»

Чтобы увозить уголь в Китай, пользуясь весомыми преференциями по налогам, квотам и упрощенным экологическим экспертизам, которые дает территории опережающего социально-экономического развития, нужна дорога.

Виктор КОВНЕР, глава сельского поселения «Черемховское»:

«Касается нашего поселения это непосредственно, особенно в части дороги, проектируемого строительства в 2021 год, нынче в 2021 и последующие годы все-таки расстояния от дороги до границ сельского поселения практически минимальные от 200 до 400 метров. Касаться будет жителей непосредственно так как дорога будет проходить по сути по единственным нашим пастбищным землям. Пастбищные, сенокосные угодья изымаются практически безальтернативно. Как минимум 5 сенокосных угодий полностью будет уничтожено»

Ширина дороги 10 метров, плюс полоса отвода – зона воздействия местами по материалам оценки воздействия на окружающую среду, будет достигать до 200 метров.

Виктор КОВНЕР, глава сельского поселения «Черемховское»:

«Любой разговор о ведении какого-то личного подсобного хозяйства, сенокосных работ полностью снимается»

Будет вырублен огромный объем лесного фонда, в том числе и защитный лес - охранные полосы дорог, поселений и курорта исчезнут.

Виктор КОВНЕР, глава сельского поселения «Черемховское»:

«Плюс – мы уже неоднократно писали в письме и в письме Президенту, и в письме компании «Разрезуголь» непосредственно инициатору проекта. Вырубка лесов приведет к тому, что будут уничтожены ягодные грибные места практически сел Ямаровка, Ядрыхино коснется непосредственно потому что там они заготавливают ягоды, различные дикоросы. Второй вопрос – будут изъяты выпасные площади, альтернативы этим площадям у нас нет»

Альтернативы нет никакой. Что там, какая-то горстка людей из шести сёл, когда есть контракт с мировым поставщиком угля?

Виктор КОВНЕР, глава сельского поселения «Черемховское»:

«Интересен подход компании «Разрезуголь» право собственности у местного населения практически ни у кого не было оформлено (земельных участков). «Разрезуголь» скупил паи, ну со стороны закона все понятно все легально, все законно, но человеческое отношение я думаю снимать с повестки дня не стоит»

«Для меня это убийственно, что так делаются эта природа, вообще надо защищать сейчас, так же нельзя что же у них дороги нет что ли никуда? Ездят же где-то, обязательно надо сюда лезть? В население? Мы этим только и живём! Ягодки, дикоросы, это всё»

Скупили землю, проводят дорогу для перевозки угля прямо рядом с домами местных жителей. Трудно даже представить, что это происходит у нас в крае сейчас, а не на экране телевизора в вестерне про индейцев, которых сгоняют с их земель бравые ковбои.

НА ПАРУ ДОЛЛАРОВ БОЛЬШЕ

ЦИТАТА:

«Объем инвестиций в строительство разреза по добыче каменного угля открытым способом составит более 20 миллиардов рублей. Выход предприятия на проектную мощность пять миллионов тонн в год планируется с 2024 по 2027 годы. В настоящее время уже ведутся работы по подготовке проектной документации для начала строительства угольного предприятия мощностью 5 миллионов тонн в год, автомобильной дороги и приёмоотправочного парка с углепогрузочным терминалом железнодорожной станции «Зашулан-Угольная» с примыканием к путям общего пользования станции Гыршелун ОАО «РЖД» в целях погрузки и отправки угольной продукции на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона

Пресс-служба правительства Забайкальского края»

Исходя из плана развития угольной промышленности Российской Федерации, до 2035 года объем должен дойти до 23 миллионов тонн в год. Пока, до 2025 года красночикойскую долину трогать не будут. В этой истории есть место и стеклянным бусам для аборигенов – рабочие места и инфраструктура.

Виктор КОВНЕР, глава сельского поселения «Черемховское»:

«Вообще соседство дороги с населенными пунктами недопустима. Объем перевозок у них просто огромный для нашей местности это 5 млн тонн в год, заявленных

- Это пока

- Это пока, да. Проектная мощность 5 млн заявленная, будем от этих цифр отталкиваться, просто на калькуляторе пересчет проводим, получается каждые полторы-две минуты здесь будет проходить машина. Большегрузная все уверения компании о том, что это все рабочие места дорога будет поливаться, никакой пыли не будет, загрязнения не будет. Ну, сами мы все прекрасно понимаем, что добывающая отрасль свою репутацию довольно таки подпортила. Последние события и в частности угольная сфера, от носиться с доверием к таким заявлениям не стоит

- Простой вопрос – какие рабочие места?

- Компания «Разрезуголь» заявляет, что когда проект выйдет на полную мощность до 2000 рабочих мест здесь будет

- Но ведь это должны быть обученные люди, профессионалы. Они в Чикое сидят и ждут?

- Я к чему и веду, что компания «Разрезуголь» нанимать из местного населения эти 2000 человек я считаю, что это бред. Мягко говоря, лукавство, во-первых, у нас нет квалифицированных кадров, в районе которые могли работать, если компания хотела бы нанимать из местного населения, то они должны были, как минимум пять лет назад начать обучение специалистов из числа местного населения на базе нашего же колледжа красночикойского. Как минимум лукавство, а верить на слово при такой постановке вопроса я думаю не стоит»

БАЙКАЛ ИЛИ УГОЛЬНЫЕ ЮАНИ?

Еще одна цитата:

ЦИТАТА:

«Вхождение в ТОР «Забайкалье» крупного инвестора – результат совместной работы и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края Ильи Акишина и институтов развития Дальнего Востока

Пресс-служба правительства Забайкальского края»

К тому, что краевым властям и угольщикам нет никакого дела до местного населения, красот и природы красночикойцы привыкли давно. До сих пор у угольщиков на действующем предприятии нет очистных сооружений, их, как и дорогу планируется построить. Кроме жителей шести сёл пострадает национальный парк «Чикой» и сама долина Чикоя, в которой обитают краснокнижные животные, птицы и рыбы. Дорога Зашулан – Гыршелун это 160 километров, по которым будет двигаться около 500 груженных углем грузовиков в сутки. При этом образуется 462 тонны пыли в год, которая разнесется по округе и окажется не только в легких местных жителей, но и в Байкале. Река Чикой приток Селенги, а Селенга впадает в Байкал. Такой вот проект планируются в байкальской буферной зоне. Байкал – объект международных соглашений, Всемирное природное наследие. Такие химикаты, как диоксид кремния, соли тяжёлых металлов и другие опасные вещества, всегда присутствуют в стоках угольных разработок. Компании «China Energy» и «En+ Group» – крупные поставщики угля на мировой арене. Репутационные риски для крупной компании в данном случае – не пустой звук, это не правительство края и не местные угольщики, это огромный бизнес с акционерами и компаньонами, которые прислушиваются к местам острого социального напряжения, которым, безусловно, теперь является долина Красного Чикоя. Услышали бы.

Вячеслав Бортницкий, Иван Дементьев. ЗабТВ

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"