Вековые дома: спасти или снести?

Юлия Банщикова / Новости, 18:01, Сегодня

Купеческие усадьбы, дома, которым больше ста лет. Памятники архитектуры, что находятся под охраной государства? Отнюдь. Это всё аварийное жильё в Чите. В этом материале мы прогулялись по некоторым улицам краевого центра.


Расшифровка видеосюжета

Возвращаемся к теме аварийного жилья. Мы показывали десятки репортажей со всех уголков нашего региона, это и целиком аварийная улица в Шилке, и девятиэтажка в Борзе. Мы в очередной раз прогулялись по улицам краевого центра.

Юлия БАНЩИКОВА, корреспондент:
«Среди 1400 аварийных домов в Чите, которые нужно расселить, есть и те, которые представляют историческую ценность».

Улица Заб. Рабочего, в прошлом – Енисейская. Кстати, судя по архивным записям, незадолго до перестройки, все старинные здания, что расположены на этой улице, пытались объявить архитектурными памятниками, но внезапно Союз распался и всё. Между тем, здесь дома с богатой историей. Например, дома №44 и 46 – усадьба Шпанера, купца, год постройки – 1903, причислены к памятникам регионального значения. В каком состоянии строения? В аварийном, но жилом. Как мы помним, аварийные дома в Чите будут расселять только в рамках КРТ, эти дома в карту комплексного развития не вошли, туда попадает другая часть улицы.

Юлия БАНЩИКОВА, корреспондент:
«Улица Декабристов может похвастать домами постройки начала 20 века. Так, например, дом №7 построен в 1906 году».

Вместе с домом №5, седьмой – это всё жилые дома старинной усадьбы, тоже относятся к памятникам регионального значения, и, разумеется, тоже аварийные, подлежат расселению. Улица Декабристов в карту комплексного развития не попадает совершенно, хотя именно она может претендовать на одну из самых исторических. К слову о той самой карте, она доступна на множестве открытых источников. И на ней отмечены только 19 участков. Но, как все мы знаем, власти решили изменить условия и на текущий момент, разработано 35 земельных участков, предназначенных для расселения и последующего освоения, из них утверждены 12. Новую карту комплексного развития пока никто не видел. Вернёмся в центр. Улица Столярова, 35. Внешне дом ничем не примечательный, кроме того, что построен ещё до революции. Старый, обветшалый. Практически покинут, тем не менее, три семьи продолжают жить здесь, потому как нет выбора.

Ольга КАРАСЁВА, живёт в доме дореволюционной постройки:
«Осипов с высокой трибуны заявил сколько-то миллиардов денег поступило на расселение. Вот у меня сегодня знакомая пошла, но она с Ингодинского дома, ей сказали, ну пишите заявление, но вы будете долго-долго ждать, лет ещё 5-6. Я вот тоже ходила в Минстрой, они сказали никаких денег нет у нас на расселение и пока не ожидается».

Про этот дом мы показывали сюжет ещё два года назад, тогда жители рассказывали нашим журналистам, что краевой суд обязал администрацию расселить страдальцев до конца 25го года. Сколько таких домов? Сотни. Говоря о старинных домах Читы нельзя не вспомнить улицу Амурскую. Когда-то она была главной улицей, с неё начиналась застройка, здесь был центр городской торговли. Неудивительно, что на Амурской целое средоточение памятников архитектуры как регионального, так и федерального значения. Буквально ткнуть пальцем в любое здание и попадёшь в историю. Дом №44, год постройки – 1901, согласно другим источникам – 1909, дом купца, но не простого. Исай Соломонович Шергов был крестьянином, потом был причислен к купцам 1 гильдии, а это, говоря современным языком, практически олигарх. Торговал мануфактурными и приисковыми товарами как купец 2-й гильдии, во времена русско-японской войны входил в число тех 12, кто принимал меры по стабилизации цен и обеспечению города необходимыми продуктами. В каком состоянии сейчас его дом? В том самом, аварийном, как и множество других строений на 2 километрах этой исторической улицы, которую многие считают душой Читы. Больно? Да.  Ещё одно удивительное здание, улица Полины Осипенко, 39. Данные в источниках разнятся, где-то указывается, что раньше это была малосемейка жандармского корпуса. В любом случае, монументальное строение, что было возведено до революции. Здесь мог быть музей. Здесь можно без дополнительных декораций снимать художественный или документальный фильм о жизни в царской России. А в реальности – прохудившаяся крыша, отсутствие коммуникаций. Как нам сказала одна из местных бабушек – «списанный он, да и мы тоже». На двери вот уже пять лет висит объявление, где написано, что дом включён в региональную адресную программу со сроком расселения до конца 2020 года. Стоит отметить, что дом, хоть и медленно, но всё же расселяют. Сейчас из 19 квартир в нём заняты только три. Что будет со зданием дальше, пока непонятно. Это такой увлекательный квест в нашем Забайкалье, которое по любви, называется «Сохраним историю, но не сегодня».

Юлия Банщикова, Кирилл Корнев, Павел Шухляев. ZABTV

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"