Комплексное развитие территорий: вопросы без ответов
Состоялась важная встреча в штабе общественной поддержки, посвящённая вопросам комплексного развития территорий в Чите. Цель была благая — наладить открытый диалог между строительным бизнесом и городскими властями. Получился диалог или нет, покажем в этом сюжете.
Расшифровка видеосюжета
На площадке штаба общественной поддержки прошёл круглый стол, посвящённый комплексному развитию территорий в Чите. Предполагалось организовать конструктивный диалог между представителями строительного бизнеса и властями региона. Однако планы нарушились сразу после начала мероприятия: никто из представителей исполнительной власти не пришёл на встречу. Ни департамент по развитию муниципальных образований, ни министерство ЖКХ, ни мэрия – никого из тех, кто мог бы чётко сформулировать позицию администрации. Со стороны властей присутствовали депутаты заксобра – Новиченко и Виноградский, да городской депутат Никита Жданов, которому, кстати, толком, не дали высказаться. Отдуваться за всех пришлось одной Заире Мирзоевой, которая вроде как должна быть самым сведущим человеком в теме, поскольку трудится на должности начальника реализации программ перспективного жилищного строительства и инфраструктурных проектов в Забайкальском Минстрое. Но, что-то пошло не так.
Заира МИРЗОЕВА, начальник отдела реализации программ перспективного жилищного строительства и инфраструктурных проектов:
«КРТ у нас это механизм, который направлен на то, чтобы обновить территории, развить территории и в первую очередь для улучшения жилищных условий граждан. КРТ у нас в заб крае тесно связан с переселением из аварийного жилья. Так как губернатор посчитал в своё время, мы включили мало аварийного жилья, нам поступило такое поручение, чтобы мы внесли в некоторые площадки изменения, добавили окраины города. То есть, площадки были разработаны в основном, в центре, у нас в центре очень много аварийного жилья и грубо говоря, окраина города, аварийное жильё, у нас осталась. И чтоб такого не было, мы все понимаем, у нас застройщики пойдут в основном расселять центр, а на окраины им не сильно экономически выгодно. Вот, чтоб такого не было, мы вот в эти площадки, которые сейчас существуют, вносим изменения, добавляем туда аварийное жильё, которое расположено на окраинах города».
Мирзоева пояснила, что разработано 35 земельных участков, предназначенных для расселения и последующего освоения. Из них пока утверждены только двенадцать. Остальные шесть площадок планируется выставить на аукцион в ближайшее время. Победители торгов смогут приступить к строительству новых жилых кварталов после того, как расселят жителей аварийных домов. Вот вроде бы здорово придумали, обратили внимание на окраины города, где зачастую уже даже сносить нечего, нужно лишь людей расселить. Где-то дома уже просто обваливаются от ветхости, где-то всё сгорело дотла. Только от идеи до реализации пока далеко. С бизнесменами, что будут заниматься застройкой, ничего не обсуждалось.
Заира МИРЗОЕВА, начальник отдела реализации программ перспективного жилищного строительства и инфраструктурных проектов:
«- Как у вас контакт с нашими застройщиками? - У нас как бы, у меня такого контакта пока с застройщиками нет, потому что у нас только же в проектах всё. Вот когда мы выставим на торги, и там, уже когда будет происходить конкурсный отбор».
Обсудить проект с потенциальными исполнителями? Нет, зачем. А потом начались вопросы. Один из участников встречи, генеральный директор компании «РУС», Сергей Филонич, поднял вопрос о создании необходимой инфраструктуры на участках комплексной застройки.
«А экономика этого всего просчитывалась? То есть, вы, как считаете, стоимость метра квадратного продажная какая после этого всего будет? За какие деньги застройщик должен будет продавать метр квадратный. –Ну, смотрите, предусмотреть социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру это обязывает градкодекс. То есть мероприятия по КРТ не могут осуществляться, не предусмотрев вот эти объекты. Во-вторых, потребность в социальных объектах мы будем видеть уже при проекте планировки. Если потребности в этой школе или детском садике там нет, то её там и не будет. У нас есть правила федеральные на предоставление субсидий по КРТ. У нас они, конечно, небольшие, немиллиардные, в этом году там, 78 миллионов, в следующем году порядка 150 миллионов. Я думаю, что меры поддержки всё равно будут и от края, и от федералов. Я пока не могу на этот вопрос ответить, но скорее всего, конечно, будут. Мы только начинаем, скорее всего будут и муниципалитеты и край помогать».
Нет ответа и на вопрос о том, какие будут штрафные санкции исполнителям за несвоевременное освоение территорий.
Сергей ФИЛОНИЧ, генеральный директор АО СЗ «РУС»:
«Получается, мы знаем, как войти в эту историю, а как выйти-то не знаем. С чем столкнёмся? С расселением долгим, ещё с чем-то. Мы знаем, что такое расселение и сколько на это требуется времени. Сегодня мы работаем без КРТ, выкупаем земельные участки, строим. Там у нас нет таких обязательств ни перед кем, только перед самими собой. А бывают такие ситуации, если мы говорим о много квартирных домах, там можно десятилетиями их расселять. Там можно не найти тех людей, которые там прописаны, жили или куда-то делись, на это годы уйдут. Сам процесс строительства занимает несколько лет – 2-3 года. Надо же ещё запроектировать, надо же ещё людей расселить. У нас подготовка строительной документации до трёх лет уходит. Расселение, потом проектирование, экспертиза и так далее».
Президент союза строителей Забайкальского края, Лиана Шиллер, также отмечает, что на текущий момент программа комплексного развития территорий в том виде, как она есть, тормозит строительство.
Лиана ШИЛЛЕР, президент Союза строителей Забайкальского края:
«На территории нашего региона, на сегодня, мне кажется, что вот этот долгий процесс оформления документов, на сегодня нам непонятно как вообще как это будет всё работать, по факту всё это тормозит стройку. Я думаю, что и застройщики со мной согласятся в этой части, они бы могли на текущую дату также выкупать эти земельные участки у частных лиц, согласовывая сам комплекс застройки с архитектурой города. И, наверное, это было бы быстрей и лучше двигалось, чем то, что происходит сейчас. Я думаю, если мы ещё год-два подождём, то, наверное эта стройка будет вообще заторможена и не будет развиваться. Всё накрыли КРТ, практически весь город и пригород и ни для каких из бизнесов, может быть не только инфраструктурных комплексов, а может гостиницу надо кому-то, а эта программа не даёт развиваться, в том числе и бизнесу. Я думаю, здесь, конечно, очень важно государству, в том числе с застройщиками согласовывать вот такие моменты и, возможно, давать какие-то послабления, раз эта программа не так бежит, как мы хотели».
Никита ЖДАНОВ, депутат городской Думы Читы:
«А программа, федеральная программа по переселению из аварийного и ветхого жилья, она же тоже существует. О ней почему-то не сказали. И сейчас шесть участков будут опубликованы, будут расторгованы, но КРТ наложилось на весь город. И у меня возник вопрос такой, может быть мне сегодня кто-нибудь ответит на него: у нас аварийное и ветхое жильё на окраинах города гораздо больше, чем в центре. А участки, которые будут расторгованы в этом месяце, это центр города. Тот, кто победит на том или ином участке, застройщик, будет ещё расселять и окраину в довесок. Вот тогда и актуален вопрос: а где программа федеральная переселение из ветхого и аварийного жилья?».
Ответом Жданову было молчание, что неудивительно. Никто ничего не знает. И как играть в эту игру, ставка в которой - жизни сотен людей, тоже никто не знает.
Юлия Банщикова, Кирилл Корнев, Иван Корнев. ЗабТВ.