В ЗабГУ предлагают преподавателям быть лаборантами и методистами
В самом большом ВУЗе Забайкальского края происходит отвратительная ситуация: отменяют должности учебно-вспомогательного состава, проблемы с оплатой труда сотрудников, унижение преподавателей. Кто стоит за всем этим?
Расшифровка видеосюжета
Если ввести запрос в любом поисковике – «Самый большой ВУЗ в Забайкальском крае», то неизменно поступит ответ: Забайкальский Государственный Университет. Мало того, что это крупнейший ВУЗ нашего региона, он считается одним из первых на Дальнем Востоке. При этом, здесь в последние годы наметилась тенденция на постоянное принижение заслуг тех, кто в первую очередь, создаёт этот имидж передового ВУЗа – преподавателей.
Маргарита ГОМБОЕВА, заведующая кафедрой теории и истории культуры, искусств и дизайна:
«Каковы основания такого поведения? Неужели, нельзя собрать большой коллектив? Неужели нельзя объяснить, что вот эти предложения, которые делает ректорат и администрация, особенно правовая, кадровая сфера, что это чем-то мотивировано, кроме сокращения расходов, кроме уменьшения репутационного капитала преподавателей».
За пару дней до начала нового учебного года, ректорат огорошил преподавателей новостью – такой должности, как лаборант, в ВУЗе больше не будет.
Преподаватель ЗабГУ:
«То есть те, кто люди каким-то чудом остались на постоянной ставке, которых единицы. У нас все лаборанты, которые работали, все лаборанты годами работали с 1 сентября по 30 июня. Это регулярно заключался и расторгался этот договор. И сейчас, когда стала задача о том, что снова лаборантов брать, то есть люди, которые были готовы вот с 20 августа выйти на свои работы, им сказали, что нет, что ВУЗ в этом году никого из состава УВП брать не будут. То есть ни лаборантов, ни специалистов методического фонда, никакой дополнительный персонал. И тут стало еще известно, что помимо того, что лаборантов брать не будут, но с великого разрешения преподавателям разрешили брать на себя ставки лаборантов. То есть, всю ту работу, которую вели лаборанты, теперь могут выполнять преподаватели. Видимо, какое-то в ночное время».
Как рассказывают преподаватели университета, решения с отменой необходимости сотрудников учебно-вспомогательного состава, принимаются с лёгкой руки супружеской пары Еремеевых. Ольга Еремеева – проректор по образовательной деятельности, помимо прочего отвечает и за работу приёмной комиссии.
Преподаватель ЗабГУ:
«Когда у нас идёт приёмная комиссия, зарплату никому не платят, людей не вызывают на приёмные дни, а это обычно три дня экзаменационные, плюс дополнительные дни, на это время нет ни приказов, ни вызовов из отпуска. Бухгалтерия говорит, что если вы хотите, чтобы в эти дни у вас люди работали, пусть они приходят, возвращают все деньги, то есть это даже не отзыв из отпуска, как в обычный нормальных организациях, когда тебя могут на день вызвать, а потом пересчитать. У нас получается, если ты хочешь выйти за деньги, ты должен вернуть полностью все отпускные, тебе заново пересчитают этот отпуск с учётом этих дней. +02:43: С оплатами у нас в принципе ситуация ужасная. Допустим, те же договоры ГПХ, нам ставят большие задачи по поводу дополнительного образования, что каждый факультет должен «вынь и положь» должен обязательно делать дополнительное образование. А оплату за дополнительное образование могут выплатить в лучшем случае два раза в год».
Супруг проректора по образовательной деятельности – Анатолий Еремеев, трудится в университете на должности директора административного департамента. Теперь от его имени поступают уведомления о выселении из общежитий (покажи док в кадре), а также в его ведении университетские кадры, которые страдают хронической нестабильностью в плане трудоустройства.
Преподаватель ЗабГУ:
«С первого сентября не устроили ни разу, каждый раз это было трудоустройство с середины сентября, с конца сентября и даже с первой половины октября. Затем у нас постоянно заканчивается трудовой договор в конце июня, но с трудовым договором почему-то не заканчиваются обязанности, то есть, ты продолжаешь работать, продолжаешь работать на набор, который идёт до середины августа, потом у тебя уже начинается приём новых студентов, начинаешь работать со студентами. К первому сентября худо-бедно опять подписывают эти договора и к началу октября ты в штате. И, по сути, получается, что ты работаешь не 10 месяцев, как они говорят, а 8-9 месяцев официально, а всё остальное время ты просто свободный человек, который почему-то волонтёрит в ВУЗе. От ректора некоторые преподаватели слышали такую фразу, «а почему вы боитесь увольнения? Что вам так страшно это увольнение?». При этом почему-то ректор же не работает с 1-го сентября до 30 июня».
При условии постоянной чехарды с приёмом на работу, оплатой труда, ректорат выдвигает требования о показателях.
Преподаватель ЗабГУ:
«Постоянно требуют, чтобы были показатели по факультетам по молодёжи, которая работает. И ВУЗ ставит людей, работников таким образом, чтобы отдавали приоритет молодёжи, а старые преподаватели остаются за бортом. Преподаватели, которые с опытом, со знаниями, они не вписываются уже в общую картину института и видимо, просто должны быть уволены по представлению ректората. Должны приходить молодые люди, которые, не имея образования, не имея магистратуры, они у нас могут работать проректорами».
Мало того, что в ректорат могут попасть люди без должного уровня профподготовки, от некоторых из них преподаватели слышат удивительные размышления.
Преподаватель ЗабГУ:
«Крылатая фраза – зачем вообще нужно это высшее образование, если психологом можно стать после 9-месячных курсов».
Плюс ко всем имеющимся, ещё есть проблема с набором абитуриентов. По действующим правилам университета, если набирается меньше 25 человек, то группы не будет. Это при том, что в ЗабГУ больше 150 образовательных программ, множество из которых подразумевает практически индивидуальное обучение, а значит, больших групп на эти специальности не может быть априори. И весь этот коллапс, как рассказывают преподаватели, инициирует семья Еремеевых.
Маргарита ГОМБОЕВА, заведующая кафедрой теории и истории культуры, искусств и дизайна:
«Нужен разговор в самом коллективе о том, по каким правилам мы теперь живем. В чем была недостаточность той нормы университетского сообщества, которую веками придерживали все университеты всех стран и нашего государства в том числе? По каким законам мы живем? Нам нужно объяснить, мы же можем понять эту ситуацию. Но кроме пока запретительных и каких-то сомнительных акций, мы пока не испытываем никакого предложения вдохновляющего, оптимистического, настроенного на работу, на качественную работу».
Юлия Банщикова, Кирилл Корнев, Иван Дементьев. ZABTV