Вербуют и запугивают: как подростки в Забайкалье становятся диверсантами
Так называемые «кураторы», как правило, из Украины, ищут своих жертв по всей России, и Забайкалье не является исключением. Если в 2022 году в регионе было ноль дел по подросткам-диверсантам, то в 25 году уже было привлечено шесть несовершеннолетних. Как подростки в Забайкалье становятся диверсантами, и как уберечь своего ребёнка от вербовки, смотрите в материале Натальи Селивановой.
Расшифровка видеосюжета
Вербовка для совершения диверсии активно ведётся через социальные сети. И последние три года лица, заинтересованные в преступлении, всё чаще в качестве своих жертв выбирают несовершеннолетних. Ведь дети и подростки – лёгкая мишень. К ним просто войти в доверие, заманить «лёгкими» деньгами или запугать. Так называемые «кураторы», как правило, из Украины, ищут потенциальных исполнителей по всей России, и Забайкалье не является исключением. С начала 2025 года уже привлечено шесть несовершеннолетних, по четырём – дела направлены суд, в прошлом году было направлено всего два дела, а вот в 22 году таких случаев было вообще ноль. Так, например, в марте этого года суд вынес приговор двум несовершеннолетним жителям Читы по делу о поджоге вышки сотовой связи.
Подростки получили шесть и шесть с половиной лет лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии. Но, на самом деле, понятие «детской диверсии» включает в себя не только одноименною уголовную статью, но и другие преступления, направленные против общественной безопасности.
Марина ШИШКИНА - Главный консультант Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Забайкальском крае: «Уголовная ответственность за эти действия предусмотрена статьей 205 – это террористический акт. Наказание за него предусмотрено до двадцати лет лишения свободы, либо пожизненное. Также ответственность – это диверсия, содействие в диверсионной деятельности. Тоже наказание до двадцати лет, либо пожизненное лишение свободы. Приведение в негодность транспорты или путей сообщения – статья 267 Уголовного кодекса Российской Федерации. У него наказание до десяти лет лишения свободы. Если говорить в нашем крае, то в настоящее время арестован по подозрению в умышленном поджоге леса несовершеннолетний. Здесь уголовная ответственность предусмотрена статьей 168. Также предусматривает лишение свободы»
Это та самая история с двумя подростками, которые сейчас обвиняются в поджоге леса около Атамановки, и которые, якобы, притворялись волонтёрами, а потом поджигали. Подробности этого дела есть в двух других сюжетах ZAB.TV.
Марина ШИШКИНА - Главный консультант Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Забайкальском крае: «Вербовщики, как правило, люди подготовленные, Умеют оказать психологическое давление. Изучается круг несовершеннолетнего, его общение. На слабые стороны давят, если подросток заинтересован в получении денежных средств, то здесь ему предлагается получить вознаграждение за совершение преступления, либо если он нуждается к каком-то общении, либо поддержки, то ему оказывается эта поддержка. Сначала могут быть задания, не представляющие сложности, как бы на вид безобидные. Поручают, допустим, распространить какие-то листовки, либо что-то кому-то передать»
Исполнителями диверсионных преступлений становятся не только дети из семей, где есть проблемы, но зачастую и из благополучных. Понять, что ребёнка вербуют можно, если у него вдруг изменился круг общения, интересы. Проверяйте, что он смотрит в интернете, а главное – общайтесь. Это станет лучшей профилактикой.
Марина ШИШКИНА - Главный консультант Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Забайкальском крае В семье родители должны постоянно общаться с ребёнком, но при этом не оказывать на него давление, чтобы он мог с вами свободно, спокойно обсудить все свои проблемы, возникшие у него сомнение. В школе, в принципе, такая проблема проводится. Разработаны методические рекомендации, как, каким образом проводить профилактические работы по предупреждению терроризма, противоправного поведения несовершеннолетних.
Ответственность за совершение диверсии, терроризма наступает с 14 лет. Если ребёнок не достиг этого возраста, он помещается в специальное учебно-воспитательное учреждение. Иначе исход один – отправиться за решётку.
Наталья Селиванова, Кирилл Корнев, Константин Касперович, ЗабТВ,