Натяжной потолок не для эстетики, а для спасения жизни
Мы продолжаем цикл репортажей о Шилке. Нашу съёмочную группу не приглашали в украшенные залы, чтобы показать красоту и пафос. Нас звали к себе люди и показывали, как они живут на самом деле.
Расшифровка видеосюжета
Шилка, ул. Чкалова, 5 – на первый взгляд, добротный, двухэтажный дом. Как это обычно бывает, только на первый. Здание 1939 года постройки, признано аварийным и подлежащим сносу, но оно всё ещё стоит.
Анастасия, жительница дома Чкалова, 5:
«Экспертиза была в 17м году, унесла документы в декабре месяце 17го, а администрация нас поставила в 18м году. Мы обращались везде, куда можем. Но они нам предложили в четырёхэтажке квартиру, всем жильцам. А куда мы поедем? У нас машины нету, дети учатся в школе. Получается через линию нужно будет переходить. Туда такси даже не ездит».
Обращения к властям на всех уровнях, результатов не приносят. Как рассказывают жители дома, писали даже президенту.
Ирина, жительница дома Чкалова, 5:
«Куда уже ни обращались. В администрацию – это бесполезно. Вот у соседей у нас в туалете уже кирпичи вываливаются с потолка, уже бесполезно заделывать. Я и Путину писала, от Путина мне 3 декабря ответ пришёл, что передано в Правительство по Забайкальскому краю. Через месяц мне должны были ответ дать. Так и тишина, уже второй месяц пошёл. Были мы на расселение 2025 года, теперь мы уже стоим на 31й год. Я говорю, у нас походу здесь ещё внуки жить будут».
Дом держится на честном слове и энтузиазме своих обитателей. По мере сил, люди делают ремонт, прячут щели под монтажной пеной, придумывают разные ухищрения, дабы обезопасить себя. Например, ставят высокие шкафы, чтобы в случае обрушения, мебель хоть немного задержала падающий потолок.
Людмила, жительница дома Чкалова, 5:
«Дотронешься, всё падает. Видите, всё пеним. Там обваливается, рвётся всё. Здесь вот тоже всё, второй этаж скоро упадёт».
Второй лайфхак для мнимой безопасности, который нашли жители дома – натяжные потолки. Совет насчёт таких сооружений им дали сотрудники компании, что проводила независимую экспертизу, по результатам которой, дом впоследствии признали аварийным.
Анастасия, жительница дома Чкалова, 5:
«Мне парни и сказали, что хотя бы натяните, оно у вас удержит маленько, хоть не на вас упадёт. Они не совсем в вашей кровати проснутся. Дом разрывается вот так на две части, поэтому балконы мы уже убрали. Оно тянет и ведёт весь дом. Стены-то вот так в доме трескаются. Я пошла тогда в администрацию, мне как сказала Шайдурова: «какой адрес? Чкалова,5. У Вас в идеальном состоянии дом!»».
Да, по мнению чиновников, дом в отличном состоянии. Тут рассыпаются и печи, их штукатурят по несколько раз в год, пытаясь поддерживать в рабочем состоянии, но, увы, им уже без малого 100 лет.
Ирина, жительница дома Чкалова, 5:
«Вот эти печки ведёт, что мальчишку задавило-то, а мы живём в таких условиях. Она, недолог час, завтра-послезавтра рухнет, а мы там. Все причём».
Печи, к слову, топят углём, на него у каждой семьи уходит в среднем от 60 тысяч рублей за зиму. Почему так много?
«На крыше мы нашли доказательства того, что жители дома по Чкалова, 5 отапливают улицу. Именно поэтому, в последнее время, потеплело».
Мало того, что дом разваливается от старости, в 21м году случился потоп, который тоже оставил свой след.
Анастасия, жительница дома Чкалова, 5:
«В 2021 году было наводнение. Наш дом утопило. И первым, откуда с города ушла вода, это с нашего дома. И через дорогу, то есть те дома, Чкалова, 3, Чкалова, 1, там была вода, и некоторые люди хотели перекачать нам, в нашу ограду, воду. Хотя никого не интересовало, что у меня в огороде, более-менее ушла вода, но ещё осталась. Хотели нам сюда. «Вам какая разница, у вас же ушла вода». И приезжала вся администрация сюда».
Так и живут, отбиваются от всех напастей вместе, дружной соседской командой. Как рассказывают наши героини, в городской администрации их не любят и прозвали «злыми бабами», а как не быть злыми, если власти отгородились от всех?
Ирина, жительница дома Чкалова, 5:
«Та стена, отходит совсем. И обои клеим, и что только не делаем. Это бесполезно. Всё вот у нас, вода течёт летом, когда дожди идут, особенно с той стороны. Здесь у нас была дырка, заделали. Прям кусок вывалился. Вот отсюда всё отошло, дыры. Стена уже от пола отходит. Не знаю, как дальше. Дыры насквозь у нас».
Есть подозрение, что краевое правительство в Забайкалье не скрыло какую-то часть аварийного фонда, а просто забыло о существовании целого города. Все доказательства тому, у нас есть. Покажем в следующих частях «барачной жизни».
Юлия Банщикова, Ирина Тимофеева, Иван Дементьев. ZABTV