Интервью с детским омбудсменом
Кто же виноват в том, что дети сталкиваются с буллингом? Куда обращаться и чем помочь? На вопросы ответит уполномоченный по правам детей в Забайкальском крае, Наталия Эпова.
Расшифровка видеосюжета
В одном из недавних сюжетов ЗабТВ мы рассказывали историю, которая случилась в Ундино-Посельской средней школе. К нам обратились родственники мальчика, который столкнулся с давлением и унижением со стороны сверстников. Ситуация уже вышла за рамки школы. Комментаторы под нашим репортажем разделились нА два лагеря: кто-то считает, что вина за произошедшее целиком на школе, а кто-то говорит, что виноваты в первую очередь родители. Мы встретились с уполномоченным по правам ребёнка в Забайкальском крае, чтобы он нам разъяснил, как обстоят дела с решением этой многолетней проблемы у нас в регионе.
Наталия ЭПОВА, Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае:
«В аппарат уполномоченного обращаются чаще всего граждане по этим вопросам в случае, если их вопрос, их проблему не решили в школе, допустим, если это было в образовательном учреждении. Если при обращении к руководителям, либо учредителю организации этот вопрос не решился, тогда уже обращаются ко мне».
Наталия Эпова рассказала, в прошлом, 24м году, в Забайкальских школах проводилось анкетирование с целью выявления фактов буллинга. Всего анкеты заполнил 23.861 ученик 5-11 классов. Кстати, поскольку такие опросы проводятся анонимно, отвечать на вопросы можно и нужно максимально честно. По результатам: 23% опрошенных подвергались буллингу. То есть, 5500 ребят. Это только те, кто не побоялся об этом заявить. А сколько детей скрывают факты того, что их унижают, бьют и оскорбляют? 81% из тех ребят, кто сообщил о проблеме, отмечают, что подвергались буллингу со стороны сверстников и 19% со стороны учителей. Да, факт негативного воздействия со стороны педагогов тоже имеет место быть. И это не новость.
Наталия ЭПОВА, Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае:
«В прошлом году, в 24м, таких обращений было 38, чисто касающихся травли. Травля озвучивалась как между учениками, так и между участниками образовательного процесса: учитель – ученики, и также были обращения, где учитель – учитель. Меры принимались по всем обращениям. Проводилась проверка, были факты, где был уволен сотрудник. Были факты, где привлекались к дисциплинарной ответственности, но были и обстоятельства, где буллинг не подтвердился, где родители обвиняли участников образовательного процесса необоснованно, обвиняя в деструктивном поведении своего ребёнка, участников, окружающих людей».
Наверняка многие родители, отдавая ребёнка в школу, обратили внимание, что сейчас при зачислении, подписывается такой интересный документ - называется он «Договор об образовательных услугах». Название этого документа уже наталкивает на мысль, что школа теперь это не разумное, доброе, вечное, а услуги. И, следовательно, уже не учителя, а консультанты или менеджеры, уже не наставляют подрастающее поколение, а просто предоставляют услуги. И потеряна эта связь между школьным и родительским сообществом. Это уже не звенья одной цепи, а противоборствующие стороны. И школьным администрациям не нужны негативные показатели и признание конфликтных историй, от которых нужно не открещиваться, а решать. Да и родители не хотят признавать собственных ошибок. Мы всегда стремимся найти виноватого, но вина только на взрослых. На всех. И на родителях, и на учителях.
Наталия ЭПОВА, Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае:
«Это опять вопрос к воспитанию, к ответственности родителей. Родителям проще обвинить учителя, классного руководителя в том, что их ребёнок не хочет идти в школу, плохо себя ведёт, замкнут, либо не справляется с образовательным процессом. И винят в этом, чаще всего, либо одноклассников, находя в этом последствия так называемой травли. И ребёнок, в том числе начинает говорить: «а я не хочу идти в школу, потому что меня обижают, ко мне придираются» или ещё что-то. Но вместе с тем, необходимо общаться с детьми, уделять им время. И обязанность в воспитании ребёнка лежит на родителях. Та работа, которую проводит классный руководитель, сплочая класс, она должна проводиться не только одним человеком – классным руководителем. В этом должны участвовать и родители. Насколько сплочён класс, настолько сплочены родители, родительский коллектив. Если родители проводят между собой, совместно мероприятия с детьми, участвуют в жизни класса, если в этом принимает участие и классный руководитель, то складывается тёплая атмосфера в классе и ни о каком буллинге там не будет идти речь. Это самая замечательная история, когда классный руководитель не остаётся в стороне, по одну сторону, родители – по другую, а между ними наши дети. Вот это мнение у большинства родителей, о том, что классные руководители и школа утратили доверие у учеников, о том, что это образовательная услуга. Официальное уже отношение, безответственное, отсутствие души в учителях – неправда. Ни один учитель долго не проработает в школе, если он не любит детей».
Также детский омбудсмен отметила, что сейчас в школах, где число учеников больше ста, есть медиаторы-примирители.
Наталия ЭПОВА, Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае:
«Это обученные сотрудники образовательных учреждений, школы, которые имеют навыки примирения, к которым можно обратиться, создать комиссию конфликтную в школе и разрешать какие-то имеющиеся конфликты на первой стадии. Если здесь конфликты не решаются и какая-то сторона не удовлетворяется результатом, можно обращаться в комитет образования, в дальнейшем, в министерство образования. К уполномоченному по правам ребёнка можно обратиться в любой ситуации, мы сами посоветуем, куда ещё обратиться, либо направим обращение по подведомственности. По кризисным ситуациям также у нас создан центр примирения при уполномоченном, где есть психологи и медиатор. Но мы полноценную медиативную услугу здесь предоставить не можем, можем просто разобрать ситуацию и дать рекомендации определённые двум сторонам, участвующим в конфликте. Самая замечательная история это если проходить эту медиативную услугу у специалиста-медиатора, медиативную процедуру с заключением соглашения. У нас специалистов таких, к сожалению, нет в Забайкальском крае. Мы активно проводим сейчас работу по тому, чтобы обучить специалистов семейной медиации».
Ну, а что касается истории, которая случилась в селе Ундино-Поселье, теперь она известна и уполномоченному по правам ребёнка в Забайкальском крае. Мы следим за ней и обязательно вам расскажем.
Юлия Банщикова, Кирилл Корнев и Иван Дементьев. ZABTV