Забайкальцы сталкиваются с произволом на российско-китайской границе
Все, кто хотя бы раз выезжал за пределы России, знают, что такое таможенный контроль. Процедура особенно сурова, если возвращаться обратно, в свою страну. А МАПП Забайкальск для многих просто страшный сон. Начинаем цикл сюжетов о Забайкальской таможне. Взгляд со стороны туристов.
Расшифровка видеосюжета
Приграничная Маньчжурия для забайкальцев, да и для жителей других близлежащих регионов всегда была и остаётся доступным рынком. «Сгонять в Маньчжурку на выходные» любят многие, даже современные маркетплейсы не смогли вытеснить эту безусловную тягу к поездкам в поднебесную. И немудрено, в китайском городе можно приобрести буквально всё: от милых безделушек, до запчастей для космического спутника. Ещё хорошо погулять, поесть и расслабиться. Но все плюсы и «ништяки» часто разбиваются о непроницаемые стены таможни, точнее о бронь её сотрудников.
Евгения ПОГОРЕЛОВА – пострадала от действий сотрудников таможни:
«С двумя несовершеннолетними детьми, одному ребёнку 9 лет, другому – 10 лет, пересекала границу 22 сентября, с Маньчжурии выезжала в Россию, в Читу, на рейсовом автобусе. Меня задержала таможенный инспектор, спросила, что я везу. Я ей рассказала, что я везу. Она посмотрела, что я часто езжу, и сказала «пойдёмте на досмотр». Инспектор посмотрела в мой паспорт, увидела, что я часто езжу. А я до этого писала, что я езжу, у меня строится дом, я вывожу всё в дом. И ездила за два месяца раз пять».
Небольшое отступление. Действительно, в таможенном кодексе РФ и других нормативных актах существует такое понятие «частота поездок» и «частота пересечения физическим лицом таможенной границы». Но, ни в одном из действующих актов мы не нашли конкретной закреплённой цифры, которая бы обозначала сколько раз в месяц или в год физическое лицо без каких либо вопросов, может пересекать границу. Евгения в своей истории подчеркнула, что предоставляла письменное объяснение о причинах частых поездок. Разве приобрести мебель для нового дома, это противозаконно? Превышений объёмов вывозимого товара ею ни разу не было допущено. В памятке путешественника, что размещена на сайте Читинской таможни указано:
ЦИТАТА: «Без уплаты таможенных платежей разрешено ввозить товары наземным и водным транспортом на сумму не выше €500 общим весом не более 25 кг».
Итак, Евгению с детьми направили на досмотр. Сотрудник таможни сразу предупредила, что процедура длительная и займёт весь день. На резонный вопрос, чем кормить детей и как потом добираться домой, таможенница ответила:
Евгения ПОГОРЕЛОВА – пострадала от действий сотрудников таможни:
«Она сказала: «автобусов много, на чём-нибудь да уедете». Хорошо, мы начали оформляться. У меня всё было по одной вещи, на какие-то вещи я ей объясняла. А с вещами получилось следующим образом: в мою предыдущую поездку у меня вернули чемодан, сказали, что я везу товар для третьих лиц, то есть я еду «кэмэлом».
«Кэмэл» исключительно забайкальское явление. «Кэмэлами» называют людей, которые вывозят товар для кого-то, на продажу. Станет ли «кэмэл» возвращаться за товаром, который отобрали при прошлом пересечении границ? Разумеется, нет. А возращённый товар, кстати, хранится не на складах, а в свободном доступе, под лестницей, где-то на территории китайской границе. Нам об этом рассказали и другие пострадавшие.
Марина СОРОКИНА - пострадала от действий сотрудников таможни:
«Выезжаешь и всё тоже самое – объяснительные, могут вещи забрать. Я везу шесть килограмм. Я уже боюсь что-то покупать, потому что всё равно заберут. И всё равно это уйдёт, они отправляют на возврат, в китайский зал, а там всё это растаскивают все вещи, деньги впустую. И тоже была свидетелем, когда у туристов забирают вещи, тащут на возврат и всё это уходит, там теряется».
МАРГАРИТА – её покупки неоднократно отнимали:
«Возвращают же только до таможни, до зала в Маньчжурии, китайской стороне. Там воруют, там страшно воруют! Там можно попрощаться с вещами, которые отправили на возврат. Редкий случай, когда там люди опять своё находят!».
Евгения ПОГОРЕЛОВА – пострадала от действий сотрудников таможни:
«У меня есть видео, у меня друзья просто чуть позже ездили и засняли, что на китайской границе очень много вещей всяких разных: и чемоданы и коробки и всё это бросают под лестницей».
ВЗК: На сайте общественного совета при Федеральной Таможенной Службе России смотрим:
ЦИТАТА: «Задержанные товары размещаются на СКЛАДАХ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ или передаются на хранение в организации, осуществляющие складские услуги в регионе деятельности таможенного органа».
Но к Забайкальской таможне это не относится. Причём, даже, если туристы едут семьёй, а не поодиночке, неприятностей тоже не избежать. Так случилось с Дарьей, жительницей Краснокаменска, она ездила в Китай с двумя детьми, а по возвращению, на российской таможне тоже столкнулась с беспределом, в результате которого, ребятам пришлось провести ночь на жёстких металлических стульях:
Дарья ПАРЫГИНА – её дети провели ночь на границе:
«В ходе досмотра сопровождаемого нами багажа, инспектор Лопатина Ольга Юрьевна стала возмущаться по поводу того, что ввозимый нами товар не разделён между мной и отдельно каждым ребёнком. Я пояснила, что дети мои несовершеннолетние, они не имеют дохода, что это всё я приобретала для семьи и ранее нас никогда не заставляли делить наши вещи. Однако, Лопатина заставила меня разделить между мной и дочерью, а сыну – отдельный багаж. Лопатина заставила меня собственноручно отразить в объяснительной, что я везу и для каких целей. Товар не был однородным, как по цвету, так и по размерам и по тканям. Лопатина Ольга Юрьевна произвела осмотр нашего товара, сказала, что мы пойдём на досмотр в смотровую комнату, там уже были другие два инспектора, которым Лопатина поручила провести досмотр. После проведения досмотра, весь товар, приобретённый мною для личного пользования, в городе Маньчжурия был изъят. Причём отдельно изъят у меня и у сына. На таможенном посту я с детьми находилась с 19 часов 31.07.2024 по 06 часов утра 01.08.2024. Без воды и пищи дети всю ночь сидели на металлических лавках. Полагаю, что действия сотрудников не были правомерными».
Екатерина тоже ездила в Маньчжурию с семьёй – с мужем и сыном, из Китая они выезжали 22 сентября. В их истории внимание сотрудников таможни привлекла шуба, на которую был чек, как того требуют нормы и правила:
Екатерина СКЛЯРОВА – лишилась своих покупок:
«У меня в этот день, 22 сентября был День Рождения, муж подарил мне шубу на День Рождения. Мне сказали открыть чемодан, где лежит шуба. Был предоставлен чек на сумму 35 тысяч, тогда инспектор сказала, что шуба не может стоить 35 тысяч, я ей объяснила, что эта шуба покупалась с обменом, я сдавала старую свою норковую шубу в обмен на эту, и китаец написал мне именно эту сумму – 35 000. Плюс была скидка, поскольку у меня День Рождения. Она сказала «я не верю». Она мне сказала «возьмите чемодан и пройдёмте на досмотр». Вот сейчас ноябрь месяц, у нас все вещи зимние изъяты».
Это всё только начало. На границе туристы сталкиваются с абсолютным бессердечием и цинизмом. Да, работа у таможенников такая – всех подозревать. Хотя при этом, многие туристы рассказывают, как на глазах у изумлённой публики совершенно спокойно проходят настоящие «кэмэлы», паспорта которых стопкой отдают инспектору. А обычных людей выставляют едва ли не международными преступниками. В следующих выпусках мы расскажем о том, как граждан доводят до сердечного приступа, как не пускают скорую, и ещё много всего.
Юлия Банщикова, Ирина Тимофеева, Иван Корнев ЗабТВ.