Скульптуры с налетом тюремной символики
В этом материале пойдет речь о скульптурах с налетом уголовной романтики. По мнению читинского архитектора, все это ужасает своей пошлостью...
Расшифровка видеосюжета
Фадеева, 38. Главный проспект Черновского района. Со стороны это обычное, даже скромное здание. Находится здесь одно из городских кафе. Однако пройти, и не обратить внимания, вряд ли получится, а все из-за этих, мягко сказать, странных скульптур, которые окружили кирпичное строение. Обратила на них свой взор архитектор Арина Шаравина. Уверена - творчество современников скользит на грани морали.
Арина ШАРАВИНА, архитектор: «Орел, терзающий то женщин, то мужчин, клюющий разные части тела. Это явно символика татуировочная, орел, клюющий женщину означает силу и власть. Даже сексуальное насилие. И что получается. Идет монументальная пропаганда уголовной субкультуры. Интимные части тела прикрыты какими-то шарфиками, но в то же время ощущение жуткой порнухи это не сглаживает нисколько»
Орел, терзающий женщину – популярная татуировка в уголовной среде. Нередко означает простое хулиганское начало зека или же чувство превосходства уголовника над слабым полом или конкретной женщиной. Здесь же рядом, прямо над входом в здание есть еще орел, без жертвы, но с двумя головами, смотрящими в разные стороны. Шаравина проводит параллель – скульптура по своему дизайну напоминает ей орла из эмблемы сухопутных войск нацистской Германии.
Арина ШАРАВИНА, архитектор: «Что само по себе просто поразительно - разве можно допускать демонстрацию нацистских символов в публичном пространстве, разумеется это запрещено, нам только нацистских символов в нашем городе не хватает, нам не нужна такая вишенка на торте»
А у стены здания оголила грудь, подняв руки, скульптура русалки. Она также часто является сюжетом тюремных татуировок. Если морская дева одна в море или сидит на камне, это считается символом стремления к свободе. В данном случае русалка стоит на большой черепахе, кстати, образ которой также популярен в уголовной среде. В целом исполнение, по мнению архитектора, ужасает своей пошлостью. Однако фантазия у современников, судя по всему, тогда била ключом, поэтому рядом был создан бык с оторванными ушами, либо рогами, от которого также исходит запашок уголовной романтики. Шаравина отмечает - Забайкалье сохраняет статус одного из самых криминальных регионов России и такое «рукотворчество» ситуацию только усугубляет. Отметим, изначально здание проектировалось и сдавалось без столь сомнительных фигур. Вся эта братва - орлы, русалки, львы и быки здесь зародились позже и, судя по всему, остаться, решили навсегда. Как говорится, вечер в хату.
Арина ШАРАВИНА, архитектор: «По правилам благоустройства Читы дополнительное украшение зданий какими – то элементами должны в обязательном порядке быть согласованы в Управлении архитектуры и градостроительства и они не были согласованы и поэтому возникает большой вопрос, почему наши власти не реагируют на безобразные скульптуры и почему позволяют им стоять, несмотря на то, что это, безусловно, незаконно»
Анжелика Панибрашина, Ирина Тимофеева, Иван Корнев «ЗабТВ»