Все стабильно. Сироты без жилья, Ванчикова работает

Анжелика Панибрашина / Новости, 14:17, 25 июля

В этом сюжете речь о детях-сиротах и уголовных делах, которые появляются в регионе один за другим. Чем дальше от Читы, тем, кажется, все сложнее вспоминаются буквы закона


Расшифровка видеосюжета

Нина ТРАВНИКОВА, сирота: «Я была в опеке, они разводят руками. Мы ничего не знаем, ничего предпринять не можем, обращайтесь в соцзащиту в Читу, я поехала туда в прошлом году, они меня направили в опеку, я приехала в опеку, направили в администрацию, так по кругу и гоняли меня»

В регионе в отношении детей-сирот есть несколько проблем. Во-первых, их десятилетиями не могут обеспечить положенным жильем, во-вторых, если это и происходит, то зачастую это выглядит, как милостыня с барского плеча – условия для новоселов далеко не радужны. Например, в Нерчинске, как однажды рассказал член Общественной палаты Забайкальского края Павел Соломин дома построены отдельным микрорайоном. И половина непригодна для жизни, некоторые не подлежат ремонту. Какие-то дома еще даже не были сданы, а перекрытия из гипсокартона уже сгнили. А в тех, что уже были закончены, как жаловались сироты , невозможно зимовать.

Павел СОЛОМИН, член Общественной палаты Забайкальского края по делам детей-сирот: «Что мы получили в некоторых районах. Например, в Усугли, это дом 33 квадрата, посредине стоит печка, которая входит в эти 33 квадрата. Соответственно кладка в полкирпича. У нас на сегодняшний день в Забайкалье с нашими температурными особенностями, это два с половиной кирпича. Плюс сайдинг и какой-то утеплитель».

Или как пример -Борзя. Дома по улице Кирова. Возводить их начали в 21 году. Тогда в региональном Минстрое обещали пять домов по девять квартир, площадью не меньше 33 квадратов. Заверяли, будет централизованное отопление, водоснабжение, благоустроенная территория, все, как положено. Как итог, в доме неделями нет ни горячей, ни холодной воды. Всю зиму семьи жили с обогревателями и оплачивали за электроэнергию до семи тысяч рублей в месяц.

Евгения БЫЛКОВА, получила квартиру в ледяном доме: «Сразу как начался отопительный сезон. Знаете когда, 24 октября я писала, что у нас нет отопления, они приходили ко мне, но уже было тепло. До 24 октября тепла не было».

Детям-сиротам выживать в Забайкалье сложно и это факт. Пока одни бесконечно чего-то ждут, а другие заселяются в мягко сказать сомнительные условия для жизни, для третьих создают анклавы,  нарушая, тем самым,  федеральный закон, который гласит - в одном доме нельзя селить больше 25 % сирот. Так, «сиротское гетто» создали в микрорайоне Молодежный в поселке КСК и на улице Магистральная. Дома расположены впритык друг к другу. Улица Казачья в Антипихе – аналогично. 

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ 

Чем дальше от Читы, тем кажется, все сложнее вспоминаются буквы закона. В июле этого года краевая прокуратура утверждает обвинительное заключение по уголовному делу о превышении полномочий при приобретении квартир для детей-сирот. Фигурант – экс -руководитель регионального Департамента госимущества и земельных отношений, Алексей Хосоев. По версии следствия, в 15 году он заключил госконтракты на приобретение четырех квартир для сирот в многоквартирном жилом доме в Борзе. Экспертиза их была проведена комиссией  чисто формально, ни один из так называемых экспертов не имел строительного образования, необходимых познаний и навыков. Как итог - жилье принято с дефектами, а уже спустя четыре года приобрело статус аварийного. Бюджету  Забайкальского края причинен ущерб в размере 4,5 млн рублей. На недвижимость обвиняемого наложен арест на общую сумму более 30 миллионов. Однако, по мнению источника, знакомого с ситуацией Хосоев в этом деле взял весь удар на себя. Проработав полгода, он напротив начал проверку всех сомнительных «покупок», которые вывели его на объекты бывшего городка Борзя-2 и других населенных пунктов. Цитата - он не стал топить волков и его сделали крайним. В любом случае разбираться в этом деле предстоит суду, а правоохранительным органам в этом направлении еще рыть и рыть. В том же 15 году вопросы обеспечения жильем детей –сирот курировала Аягма Ванчикова. Их как-то надо было обеспечивать крышей над головой, поэтому стройку домов, однажды она начала в поселке Застепь и все заинтересанты заранее знали об особенностях местности, в частности, что там болото. Однако Ванчикова настаивала, а нормативно-правовой акт, обязывающий ее, как должностное лицо приостановить стройку и провести для начала межведомственную комиссию, чиновница выбросила. В итоге ущерб нанесен в особо крупном размере - почти 200 миллионов рублей. Деньги были израсходованы неэффективно. 

Евгений КОРНЕВ, экс-руководитель центра обслуживания, содержания и продаж казённого имущества Забайкальского края: «Невыполнение этого условия, игнорирование, нас выгнали из кабинета, не стали ничего собирать, выбросили распоряжение, подписанное губернатором оно повлекло эту стройку ее окончание, а июне уже было вынесено первое представление прокуратуры о том, что это принимать нельзя, в результате эта стройка признана незаконной, денежные средства было вменено вернуть в бюджет и они были возвращены и сегодня там никто не живет и не только по основаниям социальной адаптации»

К слову, за аналогичные проекты в тех же  Дагестане, Калмыкии, Красноярском крае и Бурятии заведены уголовные дела на всех – проектировщиков, министров, строителей. А Ванчикова, как всегда, отошла краями, сумев стать незримой для того же надзорного ведомства - она по - прежнему на Чайковского,8 и у нее все хорошо. Что касается Нины Травниковой, то, как нам известно, после выхода материала она снова обратилась к представителям власти за помощью. Ответ не утешительный, ее предупредили, ждать своего жилья ей предстоит еще лет 15.

Анжелика Панибрашина, Павел Шухляев «ЗабТВ» 

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"