Красный Чикой: опасения, которые никто не слышит
Жители Красного Чикоя, общественники и экологи бьют тревогу: угледобыча в регионе угрожает Байкальской природной территории. Они призывают к жесткому контролю над деятельностью угольных компаний, считая, что их планы по добыче чреваты катастрофическими последствиями для экологии.
Ключевые проблемы:
Разрушение экосистемы: Добыча угля угрожает водным ресурсам, притоку реки Селенги, который впадает в Байкал.
Непрозрачность действий: Лицензии на добычу угля расширяются, хотя ранее были отказы от Правительства края
Иностранные инвесторы: В основном владельцами угольных компаний являются китайские инвесторы
Территория опережающего развития (ТОР): ТОР предоставляет инвесторам льготы и свободу действий, что увеличивает риск экологических нарушений.
Общественники требуют:
Остановки угледобычи: Полная отмена лицензий на добычу угля в Красном Чикое в интересах экологии Байкала.
Жесткого контроля: Повышение уровня контроля над деятельностью угольных компаний, включая проверку соблюдения экологических норм.
Прозрачности деятельности: Публичная информация о владельцах угольных компаний, их планах и инвестициях.
Защиты Байкала: Признание приоритета сохранения экологии Байкала над экономическими интересами инвесторов.
Расшифровка видеосюжета
На помощь жителям Красного Чикоя в борьбе с угольщиками присоединяется все больше общественников и просто неравнодушных граждан. Они уверены, что угледобычу в Красном Чикое надо, если не остановить, то жестко контролировать.
Любовь АЛИКИНА, председатель Межрегиональной группы Байкальской природной территории «Народные инициативы – общественный контроль» г. Иркутск:
«Это территория опережающего развития, её нужно убирать и не только здесь, а по всей Байкальской природной территории, это важная тема, по которой мы работаем и буквально завтра я уже буду на другой территории ТОРа и это будет такое общее мнение, которое проживает на Байкальской природной территории, которые говорят, что инвесторы природой Байкала пользоваться не имеют права. И еще я геолог по образованию и для меня очень было ужасно услышать, что закон о недрах сегодня позволяет наши природные богатства, которые принадлежат народу, федеральную собственность на федеральном, региональном, районном и муниципальном уровне самостоятельно. Вот здесь сейчас три месторождения каменного угля, Зашуланское, Шимбелинкское, Красночикойское и страдает водная артерия – река. Приток реки Селенга, которые несет воды в Байкал, то есть страдает в первую очередь Байкал, сегодня наступил период многоводья, но тем не менее дебет у нас упал, то есть сегодня не 61%, который Селенга несла в воды Байкала, а гораздо ниже и это зависит в том числе от того, что наши недра, наши месторождения полезных ископаемых отданы не нам. Сырьём вывозится в Китай. Почему именно здесь? А потому что вот, пройдя по распадкам мы уходим на станцию Гыршелун и Трансибом увозим все в Китай КАРТА. То есть мы сегодня развиваем Китай? А говорится – да. В 2018 году 7 мая, был принят 204 указ президента, указ про национальные проекты, в том числе нацпроект Экология. Что такое ТОРы? Это территория опережающего развития, где правит инвестор, который сюда зашел, а точнее их называют резидентами, соответственно и законы на территории ТОРа РФ притупляются, за исключением нескольких направлений по которым нельзя ТОРам что-то указывать, а остальное все в подчинении инвестора, то есть на каком основании Байкальская природная территория, которая сегодня раздается резидентам по ТОРам в том числе месторождения полезных ископаемых, наши реки, наш Байкал должны стать бизнес-проектом зарабатываем денег каких-то инвесторов иностранных? А нам оставят лунный ландшафт»
В 2021 – компания Разрезуголь стала резидентом ТОР. https://75.ru/news/203284 Лицензия увеличилась в семь раз, однако аренда с 50 лет изменилась на 20. То есть добывать будут много, планы огромные. Только вот ранее Разрезуголь принадлежал совсем другим компаниям.
ЦИАТАТА: Общество с ограниченной ответственностью «Разрезуголь» — совместное российско-китайское предприятие организаций «Компания «Востсибуголь» (входит в структуру En+ Group, одним из сладельцев которой является Олег Дерипаска) и ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие крупнейшей угольной корпорации Китая — China Energy).
Именно с учетом этих компаний, которым не нужны репутационные риски, и заключалось соглашение. Теперь Разрезуголь принадлежит гонгонгцам и Байкал-инвест-энерго. Условия резидентства, как уверены общественники, должны быть прекращены, ведь у той самой Ен Плюс из Китая, всего меньше 0,1% (ноля целых одной десятой процента) доли в Байкалинвестэнерго.
Далее информация просто взрывного характера.
Александр СОСНОВ, директор филиала Межрегиональной общественной организации «Экологическая безопасность» в Забайкальском крае: «Красночикойский район входит в буферную зону, а также относится к активной тектонической зоне озера Байкал. Например, мы интересовались в институте у геологов по поводу Красночикойского месторождения каменного угля, на что мы получили такую информацию, что как раз разрез находится в тектоническом разломе, который в депрессии. По Ямаровскому разлому – там 4 разлома, которые тоже относятся к Байкальской тектонической зоне, это около Зашулангского угольного разреза с двух сторон, два разлома и около минерального источника Ямаровка, а также на этой территории находится Ингодинский тектонический разлом, то что говорят карты — это все-таки активная тектоническая зона и никаких буровзрывных работ там вестись не должно - Но они будут вестись? - Да, мы не полагаем, мы это узнали на слушаниях, слушания были примерно месяц назад в Красном Чикое, заказчик Разрезуголь, и к нам приезжали проектанты и тема была по строительству инфраструктуры угольного разреза, и там нам проектант заявил, что будут строиться складские помещения под взрывчатые вещества, на что был задан вопрос, а что вы там взрывать собрались? Сам проектант ответил в присутствии зам генерального Разреза, да будем проводить взрывные работы, именно связанные с добычей угля. Они начали говорить о Кузбассе, вот мы Кузбасс работали, опытные, но там со слов проектанта прозвучало так – на Кузбассе плохо, там камни в окна летят, что разбивает у людей окна, а у вас то там далеко населенные пункты, вы не переживайте. Но недалеко от нас 150 км находится Тугнуйский угольный разрез, там проводятся буровзрывные работы, даже в Красном Чикое мы ощущаем такое мелкое землетрясение, посуда звенит, но это 150 км. А там километров 12-15 до населенных пунктов, плюс у нас 4 тектонических разлома, плюс Ингодинский о котором еще говорил и писал, есть труды академика Обручева, что эта территория никак не должно подвергаться никаким воздействиям тем более буровзрывным работам. Так же буровзрывные работы будут проводиться и в Хилокском районе, на реке Булодной и это все Байкальская природная территория. Раньше согласовать такие проекты было просто невозможно, это нестабильная территория и естественно в первую очередь угроза минеральному источнику Ямаровских вод».
Итоги работы угольщиков могут принести колоссальный вред. Местные жители, которые еще не опустили руки в борьбе с корпорацией, сейчас находятся в судах, и пытаются добавить общественную экспертизу в проект по добыче угля и изменить маршрут технической дороги. Потому что пострадают не только люди и ландшафт, но и фауна – рыбы уже почти нет из-за золотодобытчиков, птицы тоже под угрозой.
Остается добавить, что ранее в 2020 году администрация Правительства Забайкальского края в виду очевидной угрозы не только национальному парку Чикой, но и Байкалу, уже отказывало в расширении деятельности Разрезугля. Нынешнее же Правительство региона, потерявшись в чехарде министров, организовало уничтожение этой земли, да еще и со скидкой.
Вячеслав Бортницкий, Евгений Погорелый, Иван Корнев. ЗабТВ