Как чиновники лишают детей будущего
Дети Сохондо учатся в ветхой старой школе с уличным туалетом и бывшим кабинетом русского языка вместо столовой, в то время как рядом стоит недостроенная новая школа. Учителя и родители показывают, в каких условиях вынуждены развиваться школьники и всех неравнодушных просят распространить хэштег #сохондопроситпомощь
Расшифровка видеосюжета
«Сохондо просит помощи»
Ирина, ее ребенок учится в школе Сохондо «Дети учатся в две смены, нет спортзала, столовой в нормальном помещении. Кабинетов для труда и при этом новое здание стоит пустым. Родители уже обращались к президенту, губернатору, прокуратуру. Почему нет реального ответа? Дети растут, а школа стоит пустой, сколько поколений успеет окончить школу в таких условиях, как мы находимся мы сейчас. Уголовные дела есть, а школы нет, где результат? Кто нам ответит на эти вопросы?»
Ульяна, ученица школы «Ни свет, ни простор, где мечты оживут, там будет новая жизнь и много радостных дней. Откройте пожалуйста школу»
Артем, ученик школы «Когда откроется новая школа, вместе с новым спортзалом, то многие дети, как по мне будут заниматься какими-нибудь спортивными секциями и заниматься вот в школе. Каждое вот первое сентября, все смотрят на эту школу и хотят и скорее в нее уже попасть»
Эта история уже давно перестала быть тайной за семью печатями. О ней писали региональные и федеральные СМИ, она гремела в новостных лентах и обсуждалась не один год. Строительство новой школы в селе Сохондо — с громкими обещаниями, сорванными сроками, сменой подрядчиков и уголовными делами — давно стало примером того, как благие намерения разбиваются о коррупцию и чиновничью безответственность.
Людмила Дарбаева, директор Сохондинской средней школы «И поэтому мы действительно, конечно, устали от этой ситуации. Нет никаких сроков, никто точно не говорит, что будет с этой школой, когда нам можно ожидать, что мы можем перейти с детьми. Я понимаю, конечно, что есть рабочие моменты, были судебные разбирательства, все это было, это понятно. Но когда-то это проблему решать надо, самое то главное в этой ситуации, страдают дети поселения»
Давайте теперь посмотрим, как живет старая школа в Сохондо сегодня. В каких условиях учатся дети, пока новая школа стоит закрытой.
Дети в школе на перемене — выходят на улицу. Не гулять, а в туалет - на улице в мороз, так и проходит обычный учебный день. Пока где-то дети спорят, какой кружок выбрать после уроков, здесь они торопятся быстрее поесть — потому что времени нет, и места тоже. Столовая в школе — это бывший кабинет русского языка. Актовый зал здесь даже не мечтают увидеть. Сохондинская средняя школа — это место, где дети учатся не благодаря условиям, а вопреки им.
Людмила Дарбаева, директор Сохондинской средней школы «Мне многие отвечали так, ну скажем так, государственная власть наша: «за вашу школу никто не хочет брать ответственность». Я вообще это не понимаю, а кто перед детьми ответственен? У них нет физкультуры на протяжении многих лет, что мы нарушаем закон везде, что у нас нет нормальных условий для проведения культурно-массовых мероприятий, что мы в ненормальных условиях пищу принимаем, мы обязаны горячим питанием, мы это делаем, отдали кабинет русского там же у нам кухня, там же у нас обеденный зал, но мы кормим детей, мы не нарушаем закон. Мы сделаем все, что от нас требуется. И поэтому с сегодняшней ситуации, наверное, молчать нельзя, страдают дети. У нас даже поговорить о том, как физкультура ведется, вы понимаете такое внимание спорту уделяется, а у нас нет спортзала с 18 года. В 18 году демонтаж был старого, пусть приспособленный, но у нас был спортзал, а сегодня что?»
Пока наверху отмахиваются отписками, дети села продолжают учиться в ветхом деревянном здании. Новая школа рядом стоит — шикарная, современная, с огражденной спортплощадкой. Стоит и ждет, но не детей — а подписей и очередной сказке о дате запуска школы.
«Это не наше, нам туда нельзя», — говорит директор школы. И каждый день дети проходят мимо новой школы, где все новое и современное, и идут в обветшалое, одноэтажное здание, рядом с которым стоит такое же старое здание – это уже детский сад, где всего 4 кабинета. Взрослые понимают, почему так происходит. А как это объяснить маленьким детям, которые каждый день спрашивают: «Мама, а когда я пойду в новую школу?»
Учеба здесь — в две смены. Между ними — перерыв 40 минут. В школе учатся и дети из поселка Ягодный. О культурно-массовых мероприятиях здесь только мечтают. Сейчас хотя бы открылся клуб — праздники проводят там, иногда — в здании администрации. На новогоднюю елку ученики тоже пойдут не в школу. Тут узкий коридор, и можно провести только линейку. Дети скитаются — из школы в клуб, из клуба в администрацию.
Виктория Ходоровская, ее дети учатся в Сохондинской средней школе «В 2007 году мы в первый раз начали писать про школу, просить детский сад. Я находилась в родительском комитете и до сих пор нахожусь в родительском комитете. У нас все начиналось с того, что нам нужен был детский сад. Мы писали письма, мы обращались, мы также звали различные телевидения сюда. К нам все приезжали, все говорили, завтраками кормили, вот подождите чуть-чуть, вот скоро школа откроется. На сегодняшний день моему ребенку исполнилось 18 лет, а школы как не было открытой, так ее до сих пор нет. Уже ребёнок учится в читинском медицинском колледже, а в школу мои дети до сих пор не пошли. У меня также до сих пор дети учатся в школе, но мы в нее попасть не можем и уже надежда пропала, что мы когда-то попадем в новую школу»
Территория старой школы зажата новой, детям негде развиваться, они оказались в очень стесненных условиях. Местные говорят, что как бы они не обращались, даже к президенту, толку от чиновников на местах нету. Застройщики напели лиричные оды федеральному центру о том, что школа уже во всю в работе.
Тем не менее, дети здесь растут, учатся и поступают в престижные вузы страны и о малой родине не забывают. Выпускники подарили школе четыре пластиковых окна. Пропали бы без помощи выпускников, - поделилась одна из родителей.
Людмила Дарбаева, директор Сохондинской средней школы «Заступиться за детей, сделать им так как должно быть в нашем государстве, так скажем. Вот почему-то никто не хочет, мы пришли к такому выводу, что нашу проблему никто не решает, ни государственная власть, а мы что можем сделать? И поэтому мы обращаемся, мы просим, дать нам конкретный ответ, оно не может быть бесконечно, мы и так долго ждем. Я думаю, у нас терпение великое. Вот теперь мы считаем, что нашему терпению пришел конец»
На прямой линии с губернатором родители задавали вопрос о школе. В ответ пришло официальное письмо из администрации Читинского района. Формулировка предельно емкая «Проводятся работы». Какие именно, на каком этапе и, главное, когда они закончатся — в документе не уточняется. Итог вполне предсказуем: из села продолжается отток населения, детей в школе становится меньше. Сейчас тут учатся 152 ребенка. Три-четыре года назад было почти 200, в десятые классы дети просто не идут. Рабочие места в селе есть. Железная дорога рядом есть, нет только условий для будущего поколения. При этом школа полностью укомплектована кадрами. Все педагоги с профильным образованием.
«Мы хотим в новую школу»
Екатерина Батоцыренова Даниил Смирнов Павел Шухляев Забтв