Свидетель в суде по делу парка угольщиков в Чите: «Необходимо было освоить бюджетные деньги»
Продолжаем рассказывать о том, как проходит судебный процесс по громкому уголовному делу из-за парка угольщиков в Чите. Из допроса очередного свидетеля стало ясно, что целью благоустройства территории было освоение бюджетных средств. Все подробности в материале Виктора Соловьёва.
Расшифровка видеосюжета
Судебный процесс по уголовному делу из-за парка угольщиков в Чите в самом разгаре. Напомним, на скамье подсудимых несколько человек - бывший и действующий городские чиновники, и ещё два специалиста стройконтроля. Все они обвиняются в превышении должностных полномочий, служебном подлоге и пособничестве преступлению. По мнению следствия, именно из-за этих людей парк угольщиков получился таким, каким получился. А если быть точнее - утонул в болоте. Сегодня показания в суде давали краевые чиновники из Минстроя. Суд хочет разобраться, что такое акты выполненных работ и что такое акты стоимости выполненных работ, по которым подрядчик и получил деньги от заказчика за благоустройство общественной территории.
Екатерина БОРИСЕНКО - начальник управления инвестиционных проектов министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края:
«На основании договоров подряда, заключаемых между заказчиком и подрядчиком, оплата производится на основании актов выполненных работ, которые составляются на основании сметы договора. На основании актов выполненных работ подписывается справка о стоимости выполненных работ. Суммы (КС-2) и (КС-3) совпадают».
Специалист Минстроя также ответила на вопрос: а нужно ли было вносить изменения в проект благоустройства парка из-за дополнительных работ, которые появились уже после согласования проекта.
Екатерина БОРИСЕНКО - начальник управления инвестиционных проектов министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края:
«При заключении договора строительного подряда заключается договор авторского надзора в рамках которого проектировщик осуществляет контрольные мероприятия по проверке соответствия выполняемых работ проектной документации. В случае, если проектировщик в рамках авторского надзора согласен с тем, что необходимы дополнительные виды работ, данные корректировки вносятся авторским надзором».
Этот факт на предыдущих заседаниях попытался оспорить председатель комитета градостроительной политики Читы Александр Зудилов, пояснив это тем, что благоустройство парка - это не капитальное строительство, а значит, изменения в проект можно не вносить, тем самым сэкономив время для его реконструкции. Чтобы сложить этот гигантский сложный пазл в единую картину, на допрос в суд был вызван бывший начальник дорожно-транспортного управления и ведущий специалист отдела по формированию комфортной городской среды комитета городского хозяйства читинской администрации Жаргал Цыдыпов (обязательно запомните его должности). В своём повествовании свидетель рассказал, что не занимался прямыми обязанностями, а только лишь помогал организовывать начальству рабочие совещания и выезжал по поручениям на осмотр территории парка угольщиков. Первый свой визит он нанёс туда в компании Александра Сапожникова.
Жаргал ЦЫДЫПОВ - свидетель, бывший сотрудник комитета городского хозяйства Читы:
«В сентябре я выезжал с руководителем администрации - Сапожниковым Александром, с Гуцулом Евгением на данную площадь. О чём говорили я как бы не помню. Помню, что выезжали на этот парк».
В ходе его допроса также выяснилось, что уже в сентябре 20-го года абсолютно всем в городской администрации было известно о проблемах с обводнением территории. Несмотря на это, решением этих проблем никто не занимался, поскольку необходимо было освоить бюджетные деньги вовремя. А заместитель тогдашнего сити-менеджера Читы Сапожникова - Андрей Гренишин устраивал совещания прямо в комитете, где очень мягко и аккуратно просил рассмотреть возможность принять парк не по проекту, а по факту выполненных работ до конца 20 года. По сути, Жаргал Цыдыпов, занимавший такие ответственные должности, не вникал в суть работы, а только помогал устраивать совещания, фотографировал ход строительства парка и проверял подписи в документах по поручениям начальства.
Жаргал ЦЫДЫПОВ - свидетель, бывший сотрудник комитета городского хозяйства Читы:
«В конце года Марина Попова поручила мне посмотреть наличие подписей стройконтроля на актах выполненных работ. Что стройконтроль подписался и подтвердил выполненные работы. Она мне говорила, что будет подписывать только при наличии во всех актах подписей стройконтроля. Я как бы посмотрел и принёс Марине Викторовне».
В ходе судебного заседания государственный обвинитель попросил суд огласить показания свидетеля, которые он давал следователям во время досудебного расследования. Многих участников судебного процесса смутило то, что раннее данные показания Цыдыпова, мягко говоря, не совпадают с теми, что он рассказывает в суде.
- «Верно суд понимает ваши показания, что нужно было любой ценой продолжить работы, но никто не гарантировал положительный результат отсыпки, так? - Получается так.
В показаниях он также говорил, что когда было принято решение об отсыпке затопленной территории скальным грунтом, гарантировать эффективность таких мер никто не мог. В суде же он не согласился с этой фразой.
- «Вы сейчас на судебной заседании даёте прямо противоположные показания. Поэтому суд и спрашивает вас: почему никаких замечаний к протоколам ваших допросов вами подано не было? При этом были поставлены ваши подписи, а также записаны фразы, что с ваших слов всё записано верно. - Я читал общий смысл. - За дачу ложных показаний, как в суде, так и следователю, вы предупреждены были? - Да. - Настаиваете на том, что следователь не ваши показания указывал в протоколах? - То, что я озвучивал, да. А в большей степени они совпадают с моими показаниями. - К вам какие-нибудь недозволенные методы следователем применялись? Вас может били? Угрожали вам? - Нет. На допросе я был предупреждён о даче ложных показаний. И мне сообщили, что грань между свидетелем и подозреваемым очень тонкая. - Кто и как вам это сообщил? - Просто в ходе обычного разговора».
Уголовное дело обещает быть очень долгим и насыщенным на подобного рода события. За судебным процессом читинцы следят уже не только через экран или читая местные новости. К судебному процессу в качестве слушателей присоединяются неравнодушные читинцы.
Марина Савватеева - слушатель судебного процесса:
«Я следила за тем, как это процесс освещается в прессе. Мне показалось лёгкое шуточное отношение к этому процессу. Героем процесса выступает Марина Попова. Она задаёт какие-то очень важные вопросы свидетелям. Показывает, что они некомпетентны. У меня создалось впечатление, что это процесс по оправданию Марины поповой. Мне захотелось посмотреть на этот процесс изнутри».
После наблюдения за судебным процессом у слушателей поменялось мнение в отношении подсудимой Поповой. Однако шок от того, каким образом некоторые свидетели дают показания, останется у них надолго. Слушая допрос человека, который занимал высокую должность в комитете, и который не может ответить на вопросы суда, становится страшно за город в целом.
Марина Савватеева - слушатель судебного процесса:
«Это был ярчайший пример. Вы потом в титрах дадите фамилию этого свидетеля. Человек фактически отвечал за программу реализации комфортной городской среды в комитете ЖКХ. Какое-то время замещал должность руководителя комитета дорожного хозяйства. Он не мог ответить внятно ни на один вопрос суда, ни на те вопросы, которые ему задавали и государственный обвинитель и сторона защиты. Это беда нашего города».
Мы продолжаем следить за судебным процессом по парку угольщиков в Чите. Подробности о судьбе общественной территории, и о судьбе тех, кто теперь сидит на скамье подсудимых, будем рассказывать в цикле репортажей «В ПОИСКАХ ИСТИНЫ». А пока вопрос нашим зрителям: что думаете вы про тех людей, которые занимают руководящие должности в городской администрации? Ответы пишите в комментариях под сюжетом.
Виктор Соловьёв, Ирина Тимофеева, Иван Корнев. ЗАБТВ