Марина Мочалова: «У нас до минимума сокращены койки гинекологического профиля в районах»
В этом материале вновь пойдет речь о закрытии гинекологического отделения в Чите по адресу Курнатовского,79. На встрече присутствовали те кто "за" и "против", а вот для чего была эта встреча так и осталось загадкой...
Расшифровка видеосюжета
«Коллеги, коллеги, для журналистов сегодня в многозадачности мы мало говорим о хороших поводах»
Константин ШАПОВАЛОВ, заслуженный врач РФ, член Общественной палаты Забайкальского края: «Огромная просьба, не искажать информацию, как это периодически бывает и по этой ситуации в том числе, не нужно искажать информацию, которая подается. В одном из роликов я посмотрел, мне попался, когда говорим про гинекологию на Курнатовского при этом идут съемки с нового перинатального центра, друзья, неприемлемо абсолютно так делать»
Для абсолютно ничего не понимающих в телевизионной журналистике - не приемлемо. На практике и, по сути - телевизионный видеоряд не является детальной иллюстрацией текста, он призван обобщать ту или иную тематику в сюжете в целом. Не искажать информацию просит модератор мероприятия Константин Шаповалов, а создавать позитивные новости - просит сидящая по правую от него сторону, зам министра регионального здравоохранения. Если обобщить эти высказывания, то со стороны это звучит так – пишите то, что выгодно представителям власти, либо не пишите вообще. Привыкнуть к тому, что журналистика бывает не только подконтрольной, но и беспристрастной, чиновникам Забайкалья принять до сих пор тяжело. И, тем не менее, тема заседания комиссии - закрытие гинекологического отделения по адресу Курнатовского,79. Складывается ощущение, что мероприятие больше проводится для галочки, якобы, его провели и обсудили под прицелом телекамер, а главное в присутствии ярой противницы нововведения - Марины Мочаловой, которая выступает против закрытия отделения. Модератор площадки - заслуженный врач, член краевой Общественной палаты Константин Шаповалов. Отметим, Мочалову он постоянно перебивал и не давал ей до конца ни завершить монолог, ни высказать собственную позицию. По отношению же к тем, кто поддерживает подобное нововведение, такой бестактности Шаповалов себе почему-то не позволял.
«Следующий вопрос, следующий вопрос, я же вас выслушала – Марина Николаевна, вы не только вопрос задаете и мнение высказываете, это не корректно, потому как это крайне важно услышать ответ от Минздрава»
«Константин Геннадьевич позвольте, я всех выслушала, я хочу еще задать несколько вопросов»
«А как в четырех палатах могут находиться 25 пациентов? – Марина Николаевна, наверное, Федор Романович дальше ответит – нет, давайте еще, подождите, подождите»
Разбираться в проблеме, как видно невооруженным глазом, Шаповалов изначально не был намерен, поэтому аргументы и уточняющие вопросы Мочаловой к представителям Минздрава его не интересовали до самого конца мероприятия. Мочалова - врач практикующий, хорошо ориентирующийся в проблемах сферы здравоохранения. Ситуацию знает изнутри, а потому пытается донести, что закрытие гинекологического отделения на Курнатовского несет массу необратимых последствий для забайкальских женщин. Как, например, при возможном закрытии, будет сокращен коечный фонд. Напомним, часть его, а это чуть больше 20 коек перепрофилируют в койки дневного стационара в городском родильном доме, еще часть коечного фонда будет функционировать в отделении гинекологии краевой клинической больницы, и целый блок выделен на базе урологического отделения первой городской на 4 этаже, где в большинстве своем элементарно нет санузлов с туалетом. За всеми удобствами - в коридор. Операционного блока тоже нет, он находится в центральном корпусе, до которого еще нужно, во-первых, успеть добраться в случае экстренной ситуации, а во-вторых, сделать это у всех на виду.
Светлана ЯКИМЕНКО, заместитель министра здравоохранения Забайкальского края: «Площади осмотрены, они в изумительно замечательном состоянии, до операционной мы с вами добираемся за пять минут, лифтовые есть и для пациентов и для пациентов с каталкой и для мед персонала»
Марина МОЧАЛОВА, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии лечебного факультета ЧГМА, кмн, доцент, врач акушер-гинеколог высшей категории: «К этому вопросу нужно подходить правильно, а не так, что бедному жениться, ночь коротка, у нас сегодня было 70 коек завтра у нас 25, это женщины, кому-то из них не хватит места, лежать в коридоре, я думаю, Светлана Евгеньевна вы тоже не согласитесь, как я и Оксана Владимировна. Это должно быть отделение после правильно проведенного ремонта, а не так, как нам дают койки в составе отделения урологии, смеяться не знаешь где. Это должно соответствовать санпин, в каждой палате должен быть санузел, это подразумевает туалет и душ, вы это понимаете, женщины здесь сидящие. Вы представляете блок находится по Забрабочего на 4 этаже, женщину нужно будет спустить по лифту, я понимаю, все эти эксперименты с пятью минутами, не надо меня убеждать, когда дежурный день, когда занят лифт и как мы спускаем этих пациентов, когда он занят. Когда мы говорим о дежурном дне, там все будет по-другому в хронометраже, я вас уверяю»
Однако, зам министра продолжает подавать информацию о закрытии отделения гинекологии, как одно из самых продуманных, взвешенных и правильных решений. Здание на Курнатовского, где закрывается отделение гинекологии, построено еще в 80 годах, и как о нем говорят представители Минздрава – это их боль. Капитального ремонта не было, ограничивались только текущим. Лифта тоже нет – беременным стойко приходилось преодолевать лестничные пролеты. Крыша протекает, есть проблемы с электрикой и сантехникой. Не сделать там и вентиляционную систему. Как рассказывает Светлана Якименко, даже если бы и был там проведен ремонт, они не смогут организовать в учреждении высокотехнологичный многопрофильный стационар для своих пациенток.
Светлана ЯКИМЕНКО, заместитель министра здравоохранения Забайкальского края: «К этой теме мы подбирались давно, начиная с прошлого года, мы начали процесс перемаршрутизации коечного фонда. Мы понимаем, что на базе Курнатовского у нас располагалось отделение патологии беременности, койки для женщин из районов, также гинекологические койки. Резюмирую еще раз момент, что весь коечный фонд будет распределен между тремя базами и такого не произойдет, что кому-то не хватит койки, и он будет лечиться в коридоре? – Нет. Еще раз повторюсь, мы анализируем доступность пациентов на протяжении рядя лет, даже с учетом, что мы с вами с 15 года с 1100 населения края, женщины составляют 25% снизились до 942 у нас 10 тысяч пациенток гинекологического профиля почти ежегодно получают помощь по профилю гинекологии»
Еще один плюс, как рассказывает Якименко, это то, что в первой городской работают и мультидисциплинарные бригады и врач в случае необходимости лично придет в палату к пациентке. Марина Мочалова, в свою очередь, задает Якименко вопрос о расчетах потребности в койках, однако прямого ответа на него так и не получает.
Марина МОЧАЛОВА, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии лечебного факультета ЧГМА, кмн, доцент, врач акушер-гинеколог высшей категории: «Кто рассчитывал потребность в койках гинекологического профиля и какие формулы расчета при этом использовались? - На сегодняшний день по нашим расчетам необходим коечный фонд как раз за минусом 30, которые мы убрали и будет гинекологический фонд – Сколько их должно быть конкретно на Читу? - Обеспеченность гинекологическими койками по данным 23 года 6,5, по РФ 4,9 на 10 тысяч женского населения. Помимо того видя работу койки по данным статистического отчета составила 208. Койка стационарная это дорогостоящая койка, она должна работать минимум 300 дней в году, максимум 320. Работа койки 208 дней в году, это простаивание койки и экономически не целесообразно, когда мы сократили коечный фонд на Курнатовского, вывели 30 коек, осталось 40 коек, этот коечный фонд только-только начинает работать в полную силу 280, еще раз говорю это 320/ 340 койка должна работать, она простаивать не должна. Все-таки не услышала как вы рассчитывали, есть определенная формула расчета. Я не услышала ответа, как можно сократить из 70 работающих коек, работа койки хорошая, вопросов к персоналу нет, одни вопросы к отсутствию ремонта и комфорту. Я не услышала ответ. А ведь это касается качества оказания помощи всем женщинам, я обращаю внимание СМИ на этот вопрос, что у нас до минимума сокращены койки гинекологического профиля в районах, их нет, эти женщины приезжают в Читу, что касается гинекологического отделения городского родильного дома, то семь дней в неделю выполнялась нагрузка и оказывалась помощь, а это 20-25 женщин, они и сейчас поступают, сократив койки на бумаге, при этом выполняя работу койки, когда у нас ежесуточно находится 50-60 женщин, то вопрос, каким образом у нас тогда производятся расчеты в Минздраве, это первое»
Мочалову также волнует, каким регламентирующим документом руководствовались в Минздраве при открытии гинекологических коек в составе отделения урологии, на что получила ответ, что отделение урологии подразумевает не только мужчин, но и женщин.
«Возможно ли юридически заведующим отделением, являющимся урологом по специальности консультировать и нести ответственность за качество оказания гинекологической помощи находящимся в отделении урологии? Можно вопрос сразу, мы сказали, вы представляете интересы врачебного персонала городского родильного дома, я понимаю, врачебный персонал интересуется только своей дальнейшей судьбой и трудоустройством – зря вы так думаете, да, мы уходим в интимно-медицинские вещи, напишите письменно, мы на все ответим»
Для чего было организовано это мероприятие не понятно. Ведь встреча закончилась тем, что каждый остался при своем мнении…Главный же врач первой городской, Федор Чепцов всю эмоционально-напряженную встречу, почему-то просидел задумчиво и грустно…
Анжелика Панибрашина, Ирина Тимофеева, Иван Корнев «ЗабТВ»