Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям проводит уроки безопасности
В социальных сетях скрываются опасности, о которых мы часто не знаем. Суицидальные группы, жестокие челленджи, вербовка в преступные организации - все это угрожает нашим детям. Представители Национального Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, рассказали, какую работу они проводят, чтобы защитить подростков от опасности.
Расшифровка видеосюжета
Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям был создан 10 лет назад, главная его задача - создание в России отлаженной системы помощи детям, основанной на тесном взаимодействии общественных организаций и добровольцев, правоохранительных органов, медицинских и социальных учреждений. А Забайкальское отделение появилось сравнительно недавно – 1 сентября 22 года и сейчас команда центра это 21 участник. Помимо поисковой работы, ребята занимаются и профилактической деятельностью – проводят уроки в школах, пед.советы и родительские собрания. Главная цель – сделать всё, чтобы дети были в безопасности всегда и в сети интернет, кстати, тоже.
Одним из приоритетных направлений деятельности национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям в Забайкальском крае является профилактическая работа по безопасности детей. Об этом более подробно мы и поговорим сегодня с представителями регионального отделения – Екатериной Таракановой и Ксенией Богданской.
Екатерина ТАРАКАНОВА, руководитель отделения Национального Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям в Забайкальском крае:
«Наше отделение проводит уроки безопасного интернета и уроки безопасных навыков. Уроки безопасного интернета мы проводим для младших классов, старших классов. Все материалы у нас есть для проведения уроков. Сейчас, как известно, дети в основном все сидят в интернете, чтобы их обезопасить. Наша цель обезопасить их от деструктивных сообществ, от вербовок, от фейковых информаций. Также мы проводим родительские собрания и педсоветы. Родителям рассказываем о том, как обезопасить их детей, чтобы ребятишки могли обратиться без проблем к своим родителям. Педсоветы тоже самое. То есть мы педагогический совет у нас проходит в основном для психологов, чтобы школьных психолог мог спокойно объяснить ребёнку, что такое защита в интернете, чтобы не попасть на уловку мошенников».
Опасностей в интернете для детей очень много. Социальные сети, в которых мы все живём – это самый эффективный и широкий по охвату инструмент воздействия. Создаются группы, скажем так - «по интересам» - зацепинг (это поездка снаружи транспортного средства) , селфхарм (самоповреждение) , оккультизм, пиплхейт (движение, пропагандирующее ненависть к людям), также - депрессивно-суицидальные группы. Яркие примеры тех самых сообществ – «Синий кит» и «Розовые феи».
Ксения БОГДАНСКАЯ, доброволец Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям:
«Есть такая группа, когда девочки переодеваются во всё розовое. Начинается всё очень мило, всё розовое. В конечном итоге это приводит к тому, что они убивают себя. Эта группа призывает к тому, что после смерти они станут розовыми феечками. Шутеры – это движения, одно из движений – «Колумбайн», это когда приходят ученики, они расстреливают школы. У нас ведь не так давно все эти ситуации были. Они могут прийти с оружием, с любым и нападают. Они расстреливают не только учащихся, но и педагогов. Порой это бывают самоубийства, то есть они иногда получают такие челленджи – задания, в реальном мире, либо сделать фотографию где-то в опасном, экстремальном месте, из этого выходит итог, что некоторые срываются. То есть, например, нужно сделать фотографию на многоэтажке и не каждый справляется. Есть аниме, которые пропагандируют самоубийство, каннибализм».
Также подростков вербуют и подталкивают на множество преступлений:
Екатерина ТАРАКАНОВА, руководитель отделения Национального Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям в Забайкальском крае:
«Не так давно в Омске было то, что ребятишки сожгли вертолёт. Предложили им (детям), что им заплатят определённую сумму денег, если вы сделаете то-то и то-то. Соответственно, дети это сделали, но денег не получили. Это не только административное нарушение, но и уголовная статья. Дети думают, что они безнаказанны в своём возрасте до 16 лет, но это миф, это очень большая ошибка».
Ну, и те самые пресловутые квадроберы, про которых сейчас говорят из каждого утюга. О них мы тоже поговорили. По мнению представителей Центра, движение квадробинг также из разряда деструктивных сообществ.
Ксения БОГДАНСКАЯ, доброволец Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям:
«Ну не должен ребёнок становиться похожим на животного. Это слишком. То есть, даже подростки, они уже более развиты должны быть, но тоже попадаются на эту уловку. Дети должны быть детьми, но никак не животными!».
Также, когда добровольцы Центра проводят уроки в школах, рассказывают и о кибербуллинге. Это страшнее. Самый безобидный вариант интернет-буллинга - оскорбления в комментариях, дальше - публикация компрометирующих фотографий и видео, а может доходить и до присвоения чужой личности. К кому в первую очередь должен обратиться ребёнок, если подвергается травле в интернете или получает странные личные сообщения с предложениями, сначала безобидными, в стиле, «давай поиграем»? Разумеется, к родителям. Они первые должны быть в курсе чем живёт их чадо. Эту мысль добровольцы Центра пытаются донести на родительских собраниях.
Ксения БОГДАНСКАЯ, доброволец Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям:
«Мы предлагаем установить Родительский контроль на компьютер, можно также, дистанционно на телефон это сделать. Вообще, мы на родительских собраниях советуем родителям, чтобы у них с детьми были доверительные отношения, тем самым родитель может отслеживать знакомых, то есть, контролировать с кем общается ребёнок».
Родители обязаны быть начеку, и изменения в поведении ребёнка не должны никогда оставаться без внимания.
Екатерина ТАРАКАНОВА, руководитель отделения Национального Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям в Забайкальском крае:
«Резкая смена настроения, резкая смена поведения, чем он занимается, чем увлекается, что он смотрит. Наша цель донести до родителей, до педагогов чтобы они относились к детям, как к друзьям, чтобы дети могли им доверять».
Напоследок несколько советов от Национального Центра помощи для безопасного общения в сети:
Ксения БОГДАНСКАЯ, доброволец Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям:
«Во время виртуального общения нежелательно подросткам, детям начинать общение с незнакомыми людьми. Это может привести к деструктивным сообществам, есть мошенники. У нас много случаев, когда дети играли в видеоигры на телефоне, либо в компьютере и переводили деньги с банковских карт и счетов родителей. Совет такой, что нужно свой телефон подальше держать от детей, чтобы у них не было доступа к мобильному банку. Естественно, смотреть, во что играют дети, в каких группах они и с кем переписываются».
Юлия Банщикова, Ирина Тимофеева и Иван Корнев ЗабТВ.