Жители села Верх-Чита не могут добиться компенсаций после наводнения.

Юлия Банщикова / Новости, 19:18, 16 июля

В 2018 и 2022 годах село Верх-Чита пережило страшные наводнения, оставившие после себя руины и безысходность. Дома признаны аварийными, а жители – брошены на произвол судьбы.  

В этом репортаже мы показываем, как живут люди, потерявшие всё, и почему они до сих пор не получили компенсации за разрушенные дома.


Расшифровка видеосюжета

Село Верх-Чита, что расположено в 25 километрах от краевого центра. Наши корреспонденты своими глазами видели последствия потопов здесь, как в 18, так и 22 годах. Мы не понаслышке знаем, с чем пришлось столкнуться местным жителям. Дома признаны аварийными, компенсаций люди так и не получили.

Тамара Годунова – жительница села Верх-Чита:

«По колено была вода, вся мебель сгнила, полы, печку подмыло – дымит. Зимой, с 6 часов топим печку до вечера».

Все пострадавшие от паводка получили уведомления, в которых указано, что будут выделены деньги для приобретения или строительства нового жилья. У каждого указана сумма, на которую можно рассчитывать, и интересный момент - деньги необходимо  использовать в течение года с момента получения уведомления, но  не с момента поступления средств на счёт.

Олеся Годунова - добивается компенсации за своё утраченное жильё:

«Приобретение жилых помещений осуществляется в течение 12 месяцев со дня получения настоящего уведомления».

Небольшая историческая справка для тех, кто скажет, мол, сами виноваты, нечего было строиться у самой реки. Село Верх-Чита было основано ещё в середине 18 века, в 1760 году. Русло реки ещё в советские времена было на расстоянии около 80 метров. И вплоть до 2018 года о паводках и наводнениях здесь не слышали.

Наводнение 18го года не научило ничему чиновников всех уровней. Не были предприняты хоть какие-то  попытки оградить село в будущем от напасти. Когда в 2022м, сельчане молили  о помощи, когда хотя бы за несколько часов до надвигающегося водного апокалипсиса можно было предпринять неотложные  меры, к ним не приехал никто. Абсолютно. Уже потом, после наводнения, на берегу возвели дамбу, в защитных качествах которой, местные жители до сих пор сомневаются.

Ирина Кудрявцева – многодетная мама, добивается компенсации ради детей:

«У меня 6 детей и живут дети в таких условиях, что грибок везде, у одного ребёнка уже аллергия на этом фоне развилась. я вообще везде обращалась: и в Следственный Комитет России, и к Губернатору, все разводят руками. Наверное, в суд пойдём».

Селяне  продолжают жить в своих домах, которые были признаны аварийными после стихийных бедствий. Продолжают ждать компенсаций. Получают отписки, в которых местные власти предлагают обратиться к федеральным, поскольку у региона нет средств. Минстрой России, учитывая позицию Минфина, считает, что денежные средства пострадавшим   должны выделяться из регионального бюджета. И вот  так по кругу. 8 июля жители села в очередной раз отправили обращения губернатору и в следственный комитет. Срок ответа на эти обращения – 30 дней.

Олеся Годунова - добивается компенсации за своё утраченное жильё:

 «Даже в прокуратуре нас футболят. Везде. Везде».

Двор Тамары Годуновой мы видели в 22м году, во время паводка. Сейчас её дом выглядит так: фундамент рассыпается,  всюду плесень и грибок, избавиться от которых  невозможно, полы прогнили, стены повело, щели толщиной в палец. Зимой приходится топить печь круглосуточно, чтобы сохранить тепло.

Тамара Годунова – жительница села Верх-Чита:

«Сени отошли, щель. Здесь снег зимой вот такой слой падает прямо на голову».

В доме Светланы картина ещё более удручающая: печь держит потолок, шкаф держит стену, чтобы она не обвалилась. Стены зимой обмерзают изнутри. В комнатах постоянная сырость

Светлана Гущина – ждёт компенсации после наводнения:

«На полы настелили берёзовые листы, да линолеум сверху, чтобы потеплее было. Ребёнок уже забыл что такое босиком ходить».

Как выяснилось, до сих пор не получили компенсации не только жители Верх-Читы, в Шишкино ситуация такая же:

Вероника Гаак – жительница села Шишкино:

«Мы получили сертификат в декабре 22го года, всё оперативно сделали, но когда пришло время получать выплату, нам сообщили, что наш сертификат аннулирован».

Ответ, который получила Вероника от Министерства строительства Забайкальского края, слово в слово повторяет отписки, которые получали верх-читинцы. Всё то же самое, и что списки пострадавших для получения компенсации были составлены неправильно, и что в крае нет денег, что Минстрой России считает, что деньги должны выделить из регионального бюджета.

Ирина Кудрявцева – многодетная мама, добивается компенсации ради детей:

«У меня такое желание: собрать всех своих детей, прийти в администрацию и там просто остаться и жить, у них же хорошие квартиры и дома, а сами пусть в наши перекочёвывают».

Юлия Банщикова, Ирина Тимофеева и Павел Шухляев. Заб.ТВ

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"