Экономист: Школу принять без стадиона. Это как?
В редакцию канала обратилась очередная забайкальская сирота. К слову, тему сиротства мы освещаем постоянно. Напомним, когда специалисты контрольно-счетной палаты провели очередную свою проверку, отметили - чтобы обеспечить жильем всех, кто сегодня стоит в многолетней очереди, понадобится 33 года и 30,5 млрд рублей. Если говорить неприятную правду в глаза действующему пока губернатору Александру Осипову, сирот в регионе могло быть меньше, если бы те, кто держит в руках казенные деньги, умели ими правильно распоряжаться.
Расшифровка видеосюжета
Нине Травниковой 25. Рассказывает, когда ей было 10 – не стало матери, после чего юная Нина приобрела статус сироты. Летом прошлого года после смерти бабушки, перебралась из поселка Приисковый Нерчинского района в краевой центр. В этом доме в селе Засопка ее временно приютила знакомая.
Нина ТРАВНИКОВА, сирота: «До 21 нужно будет съехать, приезжает внучка с парнем и мне негде…места мало будет»
ВЗК: Нина окончила нерчинский аграрный техникум – выучилась по профилю. Пакует чемоданы – уже скоро отправится работать вахтовым методом. Уезжает на Сахалин. Переживает, возвращаться будет некуда. Подхода своей очереди на жилье она безуспешно ждет уже долгие 13 лет.
Нина ТРАВНИКОВА, сирота: «Я была в опеке, они разводят руками. Мы ничего не знаем, ничего предпринять не можем, обращайтесь в соцзащиту в Читу, я поехала туда в прошлом году, они меня направили в опеку, я приехала в опеку, направили в администрацию, так по кругу и гоняли меня»
В краевом списке детей-сирот состоит свыше восьми тысяч человек, из них свое совершеннолетие отметили – почти семь тысяч. У трети - на руках судебные решения. Численность состоящих на учете за три года почти не изменилась. Более того, очередь постоянно увеличивается. В студию нашего канала, эта категория населения обращается постоянно. Всем им надоело ждать и утопать в неизвестности – дадут, не дадут. У края взять сирот под крыло возможности нет, деньги на эти цели в основном выделяются федеральные. Вот только процессы их освоения в регионе при действующем губернаторе Осипове абсолютно не контролируются. Как одни из примеров - пресловутая газификация и та же школа в Каштаке.
Евгений КАСЬЯНОВ, экономист: «Вот школа в Каштаке, она вроде как сдана. А как вы могли ее принять без стадиона? А деньги за стадион заплачены? Ответьте за это. А где он? – Нету. Там оказывается, вдруг Неверов обнаружил, что там грунт плывет, до начала строительства он не плыл, а тут вдруг поплыл. Игра в пинг-понг, точно также происходит с газификацией, строим завод - то там то тут, проекта нет, деньги ушли. Теперь объясните мне по школе в Каштаке, 35 школа, которую РУС построил на 1100 человек миллиард, а у вас на 800 человек – 1,5 миллиарда, плюс еще накрутки, это как?»
Добавим, в начале 21 года, по поручению Осипова, дотации на жильё для сирот - свыше 700 млн рублей были переданы от Минсоцзащиты в Минстрой. Однако последнему ведомству освоить сумму не удалось и свыше 400 млн рублей перераспределили. Что касается строительства. В 20-22 годах возведение объектов проводилось в девяти населенных пунктах, планировалось построить свыше 400 квартир. Фактически в рамках реализации мероприятий в период с 20 по 23 годы из 14 госконтрактов, то есть 13 объектов, заключенных «под ключ», восемь на 230 квартир было расторгнуто в одностороннем порядке. А все потому, что подрядчики не выполняли обязательства и нарушали сроки исполнения контрактов. Объем бюджетных расходов составил свыше 207 миллионов рублей, из них признаны неэффективными без достижения результата половина - почти сто миллионов. Подытожим. Такая уязвимая категория, как дети-сироты уже давно могли бы освежать ремонт в своих квартирах и думать, какие новые шторы приобрести на кухню, если бы в регионе все делалось с умом. Федеральный центр деньгами помогает, и это факт. То, что в крае ими не могут правильно воспользоваться, еще одна истина. Вспомним из последнего, ту же Елену Нижегородцеву. Чиновнице казенные средства оказались не нужны. В федеральный центр она вернула целых 177 миллионов. Деньги, на которые можно было купить больше двух десятков квартир забайкальским сиротам. А небезызвестная госпожа Аягма Ванчикова в свое время часть сирот вообще сослала на болото. Ущерб тогда был нанесен почти в 200 миллионов. К слову, чиновница тогда наказания не понесла, она по-прежнему красуется на Чайковского,8. А её дети учатся в столичных ВУЗах по целевому направлению от Забайкальского края.
Анжелика Панибрашина, Ирина Тимофеева, Иван Дементьев «ЗабТВ»