В Борзе рассыпаются дома и прорывает теплотрассы.
В Борзе, когда-то знаменитом перевалочном пункте по отправке кожи, шерсти и мяса, сегодня жители улицы Промышленной борются с совсем другими проблемами - с разрушающимися домами, протекающей теплотрассой и холодными батареями. В этом видео мы погружаемся в реальность борзинцев, чьи дома превращаются в руины, а коммунальные службы никак не спешат на помощь.
Расшифровка видеосюжета
В далёком прошлом, Борзя славилась тем, что здесь был основной пункт отправки сельскохозяйственного сырья – кожи, шерсти и мяса из волостей и станиц в крупные промышленные центры, а также перевалочная база для товаров, вывозимых в Монголию. Сейчас город известен бедами с жилищно-коммунальным хозяйством. Жители улицы Промышленная поделились с нами своими горестями, здесь проблемы с отоплением, крышами и многим другим.
Валентина – жительница дома по ул. Промышленной:
«У нас две недели было холодно. Где-то в декабре или в феврале. Стали говорить, приехали – вскопали, раскопали всё, якобы убрали. А вода чуть-чуть тёплая идёт. А нынче приехали, всё вскрыли, мы же переживаем уже. Это когда будет отопление-то? Потому что вот эта вода холодная, горячей воде не даёт нагреваться и у нас бежит и холодная тёплой, и батареи холодные стоят».
По Борзинской традиции, ресурсники перекладывают ответственность за происходящее, друг на друга.
Анатолий – житель дома по ул. Промышленная:
«СПК на «Аквастоки», которые подают нам холодную воду. «Аквастоки» на СПК. В итоге, когда они её вскрыли, откачали всё, оказалось, что было, действительно, холодная вода где-то бежала, поставили там хомуты и всё прочее, более-менее сухая стала. Здесь потому что надо полностью менять теплотрассу».
Жители этих домов уверены - ремонт им не делают, не потому что не хотят, а по причине абсолютного отсутствия и у администрации и у ресурсников денег. При этом, с июля повысился тариф на предоставление коммунальных услуг. Жители активно иронизируют по этому поводу:
Анатолий – житель дома по ул. Промышленная:
«Вода идёт у нас в трассу, в связи с этим, наверное, у нас повышается расценка на пользование водой?! У нас, что вода становится вкуснее или обслуживание становится лучше?».
Анатолий Васильевич в своём стремлении не беспокоить лишний раз бедные власти, у которых ни на что нет денег, на собственные средства, нанял человека, который укрепил стены квартиры с наружной стороны. Со временем мужчина всё же пришёл к выводу, что надо бы вернуть хотя бы часть вложенных средств. Он обратился в администрацию, где ему ответили – работу , мол, проводил непонятный частник, а чеки на затраты жилец мог и в магазине взять. В общем - никакая компенсация ему не предусмотрена.
Кроме рукотворных раскопок с водой, созданных ресурсниками, на всём протяжении улицы – коллекторы, в которых тоже стоит вода.
Евгений - житель дома по ул. Промышленная:
«Здесь проблема у нас с центральным отоплением из-за теплотрассы. Здесь у нас разрушена, уже второй месяц стоит в воде. Зимой также все колодцы парили. Где-то была утечка, возможно. Делали небольшой ремонт, но в конце концов так всё и оставили. В конце концов, трубы эти не утеплили, гидроизоляцию на них не сделали».
Юлия Банщикова – корреспондент:
«Вот здесь промыло водой, и в дыру угодил ребёнок».
Евгений - житель дома по ул. Промышленная:
«Я понимаю, что денег не хватает на всё. Но всё-таки это не какой-то кусок от одного дома. Это полностью теплотрасса, которая действует также и на социальные объекты, там школа подключена, здесь жилые дома, где живут пенсионеры, люди с детьми».
Другая проблема жителей Промышленной улицы – состояние жилых домов. Здесь все строения двух- и трёхэтажные, в советское время они строились на совесть, но сейчас уже в плачевном состоянии. Яркий пример – дом №39, который построили ещё в 1953м году. Крыша превратилась в решето, сгнили балки, каждый прожитый в нём день опасен.
Иван Ахмеев – живёт в доме по ул. Промышленная, 39:
«Шесть лет нам отписочки пишут. Мы туда пишем – в МЧС, везде. МЧС были, отписочки приедут. Белый дом тоже, приедут, посмотрят, сфотографируют. Четыре года назад труба на детей валилась, тут детская площадка была. Они её забросали на крышу, да и всё».
Крыша здесь на самом деле вселяет ужас, она может обрушиться в любой момент. Лариса Никифорова рассказывает - когда выходит с внуком на улицу, проходя подъезд, старается на всякий случай накрыть ребёнка собой.
Лариса Никифорова – живёт в доме по ул. Промышленная, 39:
«Вот посмотрите, что у нас творится! Куда мы только не обращались!».
Жители дома отправляли коллективное письмо в госинспекцию, жилищный надзор, обращались и в фонд капитального ремонта. Чиновники всех уровней вынесли вердикт - причина бед в том, что собираемость денег в доме низкая, поэтому и кап. ремонт в ближайшее время, этим людям не светит. Парадоксально, но, несмотря на изношенность и небезопасность жилья, постояльцы не хотят, чтобы их дом признали аварийным, ибо после присвоения этого статуса, лучше не станет точно - ведь переселять их некуда.
Лариса Никифорова – живёт в доме по ул. Промышленная, 39:
«Нам крышу сделать и всё будет хорошо».
Мы вновь убедились, что борзинцы – крепкий народ, который не пугают дома-развалины, они готовы жить в них дальше, они пытаются оправдывать властей, понимают, что у города не хватает денег для решения всех вопросов. И они продолжают надеяться, что жилищно-коммунальный беспредел когда-то закончится.
Юлия Банщикова, Ирина Тимофеева, Иван Дементьев Заб.ТВ