Год прошёл, число сменилось, ничего не изменилось.

Юлия Банщикова / Новости, 15:56, 5 июля

В этом видео мы продолжаем наше расследование жизни детей-сирот в Борзе, которые получили квартиры в новом "жилом комплексе" на улице Кирова. После обещаний о комфортных условиях, первая зима показала всю реальность: холодные батареи, обмерзающие окна, плесень на стенах и отсутствие горячей воды.


Расшифровка видеосюжета

Мы продолжаем наше путешествие по Борзе. Очередная точка – дома по улице Кирова, в которых получили квартиры дети-сироты. Как пережили первую зиму?  Но сначала предыстория: «что из себя представляет этот жилой комплекс из пяти домов»?  Здесь правительство Забайкальского края, реализуя федеральную программу, строит анклав, или, если хотите, гетто для детей-сирот. 

Существует федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по которому регионам запрещено предоставлять сиротам более 25% помещений в многоквартирных домах. Сделано это для того, чтобы запретить изоляцию детей-сирот от общества. В России уже есть печальный  опыт создания подобных сиротских гетто, который говорит нам - если администрация решилась создать анклав из подобных сложных социальных групп, то пусть она готовится к большим проблемам.  Но если забайкальских  чиновников не волнует проблема холодных батарей в сорокаградусные морозы, вопрос будущего проживания сирот, видимо вообще им кажется не существенным.

Евгения Былкова:

«Окна обмерзают, потому что они запенены неплотно. Мы уже их сами разбирали, эти окна, потому что там пустота вообще одна. Вот у меня лично, они отпотевали эти окна всю зиму, лёд на них просто был. Батареи у нас, они не греют низ вообще. За свет по 7-6 тысяч зимой отдавали, потому что на обогревателях всё время. Из окон дуло, сами утепляли. Зимой прямо разбирали балкон, потому что дуло и обмерзало и сами утепляли. Я на втором этаже живу, а вот, кто на первых этажах с нашего подъезда, у них полы вообще холодные, ходить невозможно, они прямо не отключают дуйку». 

Саяна Никитина:

«Очень холодно. У нас весной перемерзала вода даже, неделю не было воды, была вода привозная. А у нас нету 200 литровых бочек, как в деревнях, два-три ведра принесёшь и всё. Плесень. Чёрная плесень, у нас дома над балконом лезет чёрная плесень, потому что вытяжки сделаны неправильно. Влага дома, батареи не греют и поэтому лезет чёрная плесень. У некоторых трещины в полу, в потолках».

Что касается стен домов,  визуально - их можно разобрать по кирпичам голыми руками . Сироты рассказывают -  однажды к ним приезжал чиновник из  центра казённого имущества и увидев  эти стены своими глазами, вставил между кирпичей карандаш, который провалился внутрь. А плесень, которая покрывает стены в доме, она наблюдается не где-то точечно, а практически во всех квартирах, особенно, угловых.

Людмила Журавлёва:

«Плесень была возле окон, шкаф отодвинула, там тоже, диван отодвинула – там тоже плесень. Но мы выводили сами, своими средствами».

Приезжала комиссия для проверки домов, в состав которой входил и человек от застройщика, который сообщил -  с их стороны  всё в порядке и в соответствии с проектом. Городская администрация, в свою очередь, выразила мнение, что была допущена ошибка проектировщиков при подготовке проекта. И вот теперь -  первая зима закалила, научила жить в обнимку с обогревателем, утеплять стены и окна и не удивляться размерам счетов за электричество. С приходом лета, появились новые проблемы. 

Евгения Былкова:

«Вода горячая, у нас её вообще практически нет, она у нас минут 15-20 может быть побежит, хотя нас уверяют, что у нас оснащён дом горячей водой, а у нас её нет, и мы платим за это. Нет у нас управляющей компании».

Евгения Былкова:

«Вот эту яму у нас видели? Первый раз ливень прошёл и она провалилась. Я позвонила сначала в департамент, они мне сказали «в минстрой звоните». В минстрой позвонила, он мне сказали «пишите на электронную почту», на почту написала и никакого ответа». 

До сих пор эти  дома не переданы на баланс города. Прошёл уже год с момента заселения. «Хозяина», к которому можно обратиться для решения проблем, нет. Это дома – сироты, как и обладатели квартир в них. С любыми вопросами, администрация отправляет сирот  к застройщику, поскольку дома находятся на гарантийном обслуживании. Те, в свою очередь, молчат. Мы тоже связывались  с ними,  но нам не ответили. 

В конце августа 23го  в Борзю приезжал губернатор, раздал ценные указания: Закончить работы в доме до начала сентября, разобраться с отоплением, заселить жильцов. Наступил сентябрь, людей заселили, работы как бы закончили, с подачей тепла так и не разобрались. Но губернатор Осипов  везде отчитался - сироты с квартирами.

Жители этих домов, это молодые ребята, которые вопреки ожиданиям, живут мирно, работают, у многих уже есть собственные семьи и дети. Да, они самостоятельные и сами справятся со всеми трудностями. Но, почему, в этих домах, которые они получили по закону, приходится страдать? 

Юлия Банщикова, Ирина Тимофеева, Павел Шухляев Заб.ТВ.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"