Неосязаемые альтернативные котельные

Валерия Наумова / Новости, 19:33, 7 декабря 2023

Примерно такой смысл формулировки «альтернативная котельная», которую хотели применять в Забайкальском крае когда то, и вернулись к этой навязчивой идее опять. Вообще это неофициальное название относительно нового метода расчета тарифов на тепло. Только лишь математика. Надо понимать, что речи о строительстве настоящих, осязаемых котельных здесь не идёт. В 2017 году был утвержден федеральный закон номер 279 «о внесении изменений в закон "О теплоснабжении"». В нем предлагается возможность введения «ценовых зон теплоснабжения» или новый способ расчета тарифов «альтернативная котельная».

Формула выглядит так: Представляем новую котельную и сколько она стоит. Стоимость строительства и содержания мы делим на количество ГКАЛ, которые бы эта котельная вырабатывала, и получаем стоимость одной гигокалории. Итоговое значение, это предельная стоимость, то есть дороже продавать тепло нельзя, дешевле – можно.

По положениям федерального закона 279, ценовые зоны теплоснабжения, это, ни что иное, как населенные пункты, которые по решению местной власти перешли на «альткотельную», то есть в них цены на тепловую энергию для потребителей ограничены. В каждой ценовой зоне должна быть единая теплоснабжающая организация – сокращенно ЕТО. Это основной поставщик тепла в системе теплоснабжения, который обязан обеспечить всех потребителей в зоне своей работы, и несет полную ответственность за надежность и качество. Совершенно очевидно, что если Чита перейдет на способ альтернативной котельной, то поставщиком с естественной монополией станет опять ТГК-14.

С 2017 года на сайте Минэнерго России работал интерактивный калькулятор, где любой мог выбрать свой регион и на индивидуальных условиях рассчитать стоимость тарифа по методу альтернативной котельной. В апреле прошлого года мы уже считали тариф для Забайкальского края по новому методу, получилось 2174 рубля 75 копеек за 1 гкал, в то время как действующая на тот момент сумма была 1403 рубля 88 копеек. К слову, сейчас цена выросла до 1673 рублей.

В 2022 году губернатор Забайкальского края обсуждал с руководителями ТГК-14 возможность перевода края на метод альткотельных.

Мол, такая программа, это развитие тепловой структуры на десять лет вперед, в тариф были бы включены не только текущие затраты на обслуживание, но и средства, вложенные инвестором в строительство новых котельных и модернизацию сетей.

 Годом ранее в 2021-м, еще Министр ЖКЖ Илья Золотухин выразил поддержку метода альткотельной.

Илья ЗОЛОТУХИН – экс-министр ЖКХ, цифровизации и связи Забайкальского края:

«Вопрос этот поднимался. Поднимался представителями ПАО «ТГК-14». Эту методику поддерживает Минстрой и Минэнерго. Мы сейчас находимся в диалоге и с РСТ и с ТГК-14. В принципе рассматриваются эти финансовые модели. Министерство ЖКХ относится к этому положительно, но есть некоторые нюансы, которые нужно предусмотреть. Главное, чтобы на потребителя не легла очень большая нагрузка по увеличению тарифа».

Интересный момент, в 2021 году на обслуживание котельной в городе Шилка искали концессионера, компанию, которая бы выполняла ремонт, содержание и прочее. Претендентами были две компании АО «ЗабТЭК» и некая ООО «Теплоэнерго», в деятельности обеих компаний – производство тепла, и обе, в теории, могли бы стать единой теплоснабжающей организацией на территории города и считать свои тарифы по методу «альтернативной котельной». По данным на 2021 год - ООО «Теплоэнерго» на 100% принадлежало ООО «Национальная Энергетическая компания», президентом которой числился на тот момент Александр Михайлович Осипов, знаете такого, да?

В пресс-службе Правительства тогда заявляли, что свои полномочия на тот момент он уже сложил, однако по данным сервисов проверки контрагентов – работу в компании он прекратил 29 апреля 2021 года, спустя 22 дня после выхода сюжета ЗабТВ о фирме-протеже, претендующей на котельную в Шилке.

Подытоживая всю историю, посмотрим на примеры других регионов, где метод альткотельной все же ввели.

Алексей КУРИННЫЙ - депутат Государственной Думы Российской Федерации от Ульяновской области

 «Предварительные расчёты говорят о росте тарифов для 80% населения Ульяновской области. Обычная схема у нас: рост инфляции и затраты, которые приводятся нашими регулирующими органами. А здесь другой вариант – некая расчётная альтернативная величина. Те котельные, у кого она ниже, вроде замораживаются и ждут, пока не достигнут в течение нескольких лет этого уровня, а остальные начинают в ускоренном порядке до этого уровня подбираться».

По данным федеральных изданий, в начале 2022 года модель «альткотельной» использовали в 31 городе страны, в том числе и в Сибири. Например, в Красноярске, Канске, Барнауле, Рубцовске, Прокопьевске и так далее. Специалисты считают, что о конкретных последствиях говорить еще рано, кому как повезет. Расчет индивидуальный.

««Людям нет дела до тарифа, им важно, какая сумма будет в платежных квитанциях. Состояние платежного документа регламентируется предельным индексом роста платы. Тариф – это цена за единицу (гкал), а плата – это сумма за количество потребленных гкал в платежке. Предельный индекс роста платы в каждом субъекте утверждается индивидуально. В силу того, что Красноярск и Канск перешли на режим альтернативной котельной, предельный индекс роста платы для этих муниципальных образований составил 6,7 %, когда в других городах края он равен 4 %. То есть жители указанных городов стали платить больше»»

Председатель координационного совета общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков. Красноярский край.

 Еще один чёткий вывод опубликовал Институт Проблем естественных монополий. Проведенные расчеты показывают, что тариф «альтернативной котельной» выше текущего уровня тарифов для всех 19 городов, выразивших желание стать пилотными для использования нового метода тарифного регулирования, в ряде из них – от 20 % до 84 %; Переход на метод «альтернативной котельной» может привести к ускоренному росту тарифов на тепловую энергию для населения во всех рассмотренных городах; Риск всплеска социальной напряженности в результате форсированного роста тарифов несет опасность и для финансовой устойчивости теплогенерирующих и теплосетевых компаний, поскольку в качестве меры реагирования на рост социального недовольства органы власти могут пойти на кардинальное ограничение роста тарифов.

Подобные программы рассчитываются на 10 лет вперед, чтобы инвесторы, вложившие деньги, получили их назад, да еще и, понятное дело, с конской прибылью. Только в Забайкалье так далеко планировать весьма тяжко, ни один министр ЖКХ за последние лет 5, не отработал положенного срока, кого-то не хватило и на год.

 Валерия Наумова, Иван Корнев,ЗабТВ.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"