В крайкоме КПРФ прошло обсуждение отмены районного коэффициента

Юрий Житлухин / Новости, 19:58, 22 марта 2023

Зоя ПРОХОРОВА председатель Федерации профсоюзов Забайкальского края

Новость, произнесенная как раз на отчете Министерства труда девятого февраля, для нас была как гром среди ясного неба. В этот период напряжённейшей год в нашей жизни в стране, общественно политической. Следовательно, и экономической. Когда заявили, что у нас коэффициент не имеет никакого смысла. Наш координатор трехсторонней комиссии Инна Сергеевна Щеглова сказала, что Александр Михайлович, что обращается к губернатору на ближайшей сессии Законодательного собрания, мы должны с этим покончить.

 Занятно было наблюдать за реакцией коммунистов, в первую очередь депутатов Заксобра, на решение губернатора. Еще в советском законодательстве в целях стимулирования и развития трудовой деятельности на территориях Крайнего Севера и приравненных к нему районов, был разработан специальный инструмент – северная надбавка. Для того, чтобы привлечь специалистов в районы со сложными климатическим условиями и трудными условиями самой работы. Для людей была разработана особая тарифная сетка. То есть к окладу доплачивали от тридцати до ста процентов, и жители из западных регионов Советского союза приезжали работать к нам, как тогда говорили «за длинным рублем». Люди приезжали на ПМЖ и оставались, пускали корни, а теперь нам объявили, что эта система не работает.

 Дмитрий СЕМЕНОВА, министра труда и социальной защиты Забайкальского края

Такая идея родилась, идея не популярная, вы знаете это прекрасно. То есть решение такое принималось достаточно тяжело, и необходимость такого решения я сейчас примерно расскажу. Впервые данная тема вы, наверное, слышали, прозвучал на отчете министерства труда и социальной защиты населения.

 Нет, впервые эта тема поднималась еще губернатором Ильковском в 2016 году, тогда он назвал районный коэффициент «пережитком советского прошлого» и озвучил обоснование отмены «северных» надбавок: «Приведение в соответствие с федеральным законодательством». Хотя нет, сначала он говорил другое.

 Константин ИЛЬКОВСКИЙ губернатор Забайкальского края

Я даже не допускаю мысли, что не будет районного коэффициента. Не мы же принимали эти 40 процентов, это было сделано еще в советские времена, и сегодня это отменить, в моем понимании невозможно.

 Вот и верь после этого нашим губернаторам. Впрочем, Александр Осипов и его команда были гораздо более изобретательны и категоричны.

 Дмитрий СЕМЕНОВА, министра труда и социальной защиты Забайкальского края

Не смотря на то, что у нас есть регионы ДФО в которых районный коэффициент отсутствует, заработная плата в нашем регионе самая маленькая в ДФО. По всем категориям наших работников. Вот смотрите, если мы берем воспитателей, я беру среднюю по Забайкальскому краю с учетом нагрузки, которая есть фактически. То есть если мы говорим об учителях, мы не говорим о зарплате на одну ставку, а мы говорим, сколько в среднем получает человек, учитель в среднем у нас получает 36 тысяч, он перерабатывает в среднем от 0,9 ставки в одном районе есть, до двух с лишним ставок есть в других районах. То есть восемнадцать часов учитель не работает.

 И это говорит министр, от которого эта самая зарплата зависит. Далее следуют объяснения, что районный коэффициент мешает поднять оклад, потому, что из федерального бюджета не дают деньги. А вот если они отменят северные, сольют двадцать процентов, которые обязано выплачивать краевое правительство с окладом, то из центра будут рады средства нам выделять. Гарантии нет, но надежду-то никто не отменял. Причем в стремлениях оправдать телодвижения, приводят в пример Приморский край, где коэффициент отменили, а зарплаты у бюджетников стали выше. Но забывают про другие регионы, где северные надбавки сохранили, но и там получают больше, чем у нас. Что примечательно, в 2016 году депутаты Законодательного собрания отложили вопрос отмены районного коэффициента на неопределенный срок. Позднее, губернатор Наталья Жданова, под давлением общественности, отозвала этот законопроект. Но, похоже, нынешние народные избранники, уже в душе приняли факт отмены советских пережитков и больше обсуждали, что сделали для будущего законопроекта по отмене «северных» надбавок.

Юрий ГАЙДУК депутат Законодательного собрания

Дмитрий Анатольевич, вот у меня конкретный вопрос все-таки касается тех категорий работников, которые получают от МРОТа. Вопрос-то получается так, если сейчас мы в МРОТ добавим эти двадцать процентов, у них оклад будет выше, чем минимальный оклад оплаты труда. Президент сказал, что с первого января 24 года МРОТ увеличится до 20 тысяч, а эти категории уже больше МРОТ получают. И значит, им увеличения не будет в этой ситуации? Поясните, пожалуйста. – Я не совсем понял вашу логику. Они сейчас все притягиваются к МРОТу. Нету того, кто получаем больше МРОТ. Сорок тысяч человек. – Да, мы хотим сделать оклад выше МРОТ. Включая вот эти двадцать процентов заработной платы. – Нет, Юрий Николаевич, если мы говорим об окладах, то это второй будет шаг изменения окладов, вот их оклад, его увеличение, их за пределы МРОТ не выведет. У нас оклады очень маленькие. Наши оклады, мы давно уже говорили, и вчера на профсоюзах слушали, наши оклады давно пора менять.

 Да, маленькие, хотя давно была установка, что оклады должны составлять половину зарплаты. У нас из сорока тысяч бюджетников, которым доплачивают до МРОТ, только двенадцать - неквалифицированные работники. Остальные – те же учителя в сельских школах. Любопытным был вопрос от Зои Прохоровой, председателя Федерации профсоюзов региона, Сергею Сутурину, депутату Законодательного собрания, органа, который, собственно, и распоряжается бюджетом края.

 Зоя ПРОХОРОВА председатель Федерации профсоюзов Забайкальского края

(Почему) Мы ниже всех, все это признают, с приходом губернатора мы стали ДФО, бюджет увеличился. Сергей Васильевич.

Сергей СУТУРИН депутат Законодательного собрания Забайкальского края Они стоят на одном месте, нет собственных доходов. Вот наша трагедия Забайкальского края. А эти куда? Только на национальные проекты.

 Юрий Гайдук робко предложил объединяться и отстаивать районный коэффициент. Но вот пойдет ли глава федерации профсоюзов и депутаты на это? Хватит ли смелости? Есть довольно жесткое высказывание губернатора по этому поводу. Правительство собирается, чуть ли не вручную пересчитать оклады всех, кто попадает под отмену районного коэффициента, и поднять их. Сразу на несколько тысяч, а потом догнать средние по ДФО. И нет никаких реальных, гарантированных источников поступления средств. Что касается переработки учителей, медицинских работников и других категорий бюджетников. Им приходится трудиться больше, не только потому, что зарплата мизерная, но еще и потому, что элементарно не хватает людей и приходится затыкать собой дыры кадрового дефицита. Решение по отмене районного коэффициента будет принимать Законодательное собрание, где, так называемая оппозиция, если и объединится, то ничего не решит. И еще. Этот советский пережиток, северные надбавки, принимались не только для того, чтобы обеспечить достойную заработную плату трудившимся в сложных климатических условиях. Но и для привлечения жителей западных регионов страны переезжать в наш край.

Юрий Житлухин, Алексей Павлов, ЗабТВ

 

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"