Общественная организация, как инструмент развития строительной отрасли

Юрий Житлухин / Новости, 17:37, 20 марта 2023

  О проблемах строительной отрасли Забайкальского края во второй части серии сюжетов «ПРИКРЫТЬ СТРОИТЕЛЯ», в беседе с Лианой Шиллер, главой Союза строителей Забайкалья. Здесь термин «Прикрыть» обозначает в первую очередь, обеспечить защиту региональным фирмам, которые еще остались работать в этой сфере в нашем крае. И в первую очередь речь пойдет о загадочных концессиях, которые с легкой руки губернатора Осипова появились и размножились в регионе. Но если мы что-то не понимаем, выслушайте мнение специалиста.

 НЕПОНЯТНАЯ КОНЦЕССИЯ

Лиана ШИЛЛЕР глава Союза строителей Забайкалья

Концессия в классическом смысле предполагает, что на территорию приглашается инвестор. С хорошими собственными средствами. За счет, которых он будет строить региону социально значимые объекты, а регион в рассрочку будет рассчитываться за построенный объект с каким-то определенным процентом, который, как банк он будет получать. В идеале это очень крутая история, я считаю, в любом регионе она бы работала, и это было бы неплохо. И в принципе на западе это работает.

 Но мы все видели на примере школы в Каштаке, да и начинающейся где то на бумаге газификации, и последующих объектах, что правительство Забайкальского края заключило с Восточно-арктической нефтегазовой корпорацией что то, и это что то мало похоже на классическую концессию. ВАНК даже инвесторами назвать нельзя. Посудите сами, в Бурятии построили точно такую же школу, как у нас в Каштаке за шестьсот миллионов рублей, в Забайкалье заплатили один миллиард федеральных средств. Еще на пятьсот миллионов дочерняя фирма - «Школа будущего» взяла кредит в коммерческом банке, проценты по которому выплачиваться будут из бюджета региона, что приведёт к удорожанию школы ещё на несколько сот миллионов рублей. И в итоге школа обошлась, по приблизительным оценкам, в один миллиард восемьсот миллионов рублей. Дороговато для дотационного региона. Но главное, к этой, так называемой концессии, и близко не подпустили забайкальские фирмы.

 Лиана ШИЛЛЕР глава Союза строителей Забайкалья

Для ДФО, на сегодня, это самая непрозрачная история по концессии, потому что вообще непонятно, даже не то, что непонятно, нам понятно, что данный концессионер с которым заключен договор, он… Не владеет эта компания достаточными мощностями, для того, чтобы строить такие объекты. Компания - десять тысяч уставной капитал и два человека, по-моему, у них работает. Все бы ничего, если бы все это не выглядело, так, как на сегодня.

 Действительно, любой забайкальский застройщик смог бы отработать по этой схеме, причем, учитывая, что ему здесь еще жить и работать, не пришлось бы так краснеть Александру Михайловичу, после того, как журналисты вскрыли всё лукавство концессионера, когда он заявил, что построил ее в рекордные сроки - восемь месяцев. Получить полтора миллиарда и так опозориться при сдаче объекта. Но правительство на это закрыло глаза и подкинуло еще подобных концессий на строительство девяти школ, четырех детских садов, газификации Читы и, возможно, строительство кампуса для ЗабГУ. А это десятки миллиардов рублей.

 Лиана ШИЛЛЕР глава Союза строителей Забайкалья

Для меня и для всего бизнес-сообщества оно непрозрачно, эта история нам непонятна. Почему нас не собирают, строителей. Почему не спрашивают, могли бы вы ребята вот на таких же условиях, мы не знаем.

 ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ

Готовы ли в Союзе строителей Забайкалья решать споры между строительными организациями, не доводя их до греха, в смысле суда, или того хуже агрессивных действий, когда небольшие субподрядные организации не получив оговоренную оплату, ломают произведение своих рук.

 Лиана ШИЛЛЕР глава Союза строителей Забайкалья

Не только там проблема с неплатежами, то есть на всех остальных стройках, где присутствуют неместные подрядчики, эта история наблюдается. Ну и на них влиять особо никто не может. Второй момент, чаще всего генподрядчик нанимает такие компании с иностранной рабочей силой, это бригады, они достаточно бесправны. Они пошли на такой жест. Если бы у них был договор оформленный. Были закрыты КСки, акты, они бы, наверное, не ломали, а пошли бы в суд и взыскали бы с генподрядчика то, что он им должен.

 Сейчас есть некая уверенность, что вступившие в Союз строителей предприниматели будут достаточно адекватными, с полным пониманием, что девяностые пора бы забыть. Другой вопрос, хватит ли у руководства этой общественной организации мужества и сил последовательно проводить в жизнь политику «третейского судьи», но не только в спорах между подрядчиками, но и в общении с чиновниками.

 Лиана ШИЛЛЕР глава Союза строителей Забайкалья

Ну, у нас опыт естественно есть, и юристы для этого есть достаточно опытные. Мы вот недавно для этого думали и пришли к такому решению, что было бы неплохо заключать трехсторонние соглашения между генеральным подрядчиком, Союзом строителей и субподрядчиком. Где мы даем возможность генеральному подрядчику достаточно качественно подобрать субподрядчика, при этом мы осуществляем контроль также за ведением строительства на объекте и даем возможность субподрядчику, во-первых, найти работу, которую оплатят. И мы, в свою очередь, заключаем договор, грамотный, юридический, где будут все интересы субподрядчика учтены. Ну, соответственно, в любом случае Союз, это некоммерческая структура, которая может поднимать вопросы перед заказчиком и так далее, почему ущемляются права субподрядчика, если он работает достаточно качественно, без претензий.

 Но защита, это не самый главный аргумент для вступления в эту общественную организацию. Гораздо важнее иметь круглогодичную работу, с использованием имеющейся в наличии техники, дабы она не простаивала. А для генерального подрядчика проще найти субподрядные организации с положительным имиджем и наличием рабочих рук.

 Лиана ШИЛЛЕР глава Союза строителей Забайкалья

Это и есть правильно, что наши маленькие компании они должны получить возможность постоянной работы. И вот тогда они смогут действительно участвовать в каких-то торгах, да, может быть, возможно, вначале не в каких-то крупных, миллиардных. Потому что на сегодня у них такой возможности нет. И когда говорят, вы заходите на торги, а у вас нет техники, у вас того нет. А откуда у него она возьмется, и для чего она ему нужна? Может он лет восемь вообще этим заниматься не будет, не выиграет никогда эти торги. Он просто должен держать это все?

 В регионе на сегодняшний день идет большой объем строительства. Наш главный концессионер не сможет делать все сам, учитывая, что по факту у него практически ничего нет, ему придется нанимать субподрядчиков, за совсем другую цену, разумеется. Но здесь на первый план выходит вопрос, помогая развиваться большим и мелким фирмам, нужно еще и вырастить своего, забайкальского строителя. Недавние ковидные ограничения показали насколько может быть хрупкой зависимость от иностранной рабочей силы.

 ВЫРАСТИТЬ СТРОИТЕЛЯ

Вырастить строителя, а еще учителя, врача и специалиста любой другой категории. Молодежь, даже заканчивая высшие и средне-специальные заведения, стремится убежать из Забайкалья. И не в последнюю очередь это зависит от двух факторов, достойной заработной платы и развитой инфраструктуры.

 Лиана ШИЛЛЕР глава Союза строителей Забайкалья

Вот на сегодня бюджет Пенсионного фонда составляет девяносто два миллиарда. Нашего Забайкальского края. Бюджет региона, по-моему, чуть меньше. Чуть больше? Ну, то есть эти цифры, о чем говорят? О том, что у нас работающего населения очень мало. И поэтому понятно, что хорошие специалисты они все уезжают, они точно здесь не остаются. Для того, чтобы их привлечь, надо дать перспективу на будущее. Должны быть производственные предприятия.

 Но вот какие производственные предприятия? У нас даже по федеральным программам и национальным проектам не могут освоить средства. Потому что правительство Забайкальского края очень трепетно относится к выбору подрядчика, абы кому не доверят возведение той же школы или детской больницы. И это во всех сферах жизни, а чему здесь удивляться, когда многомиллиардные сливки от социальных заказов на стройки достаются фирмам из других регионов? А для того, чтобы если не привлечь, то хотя бы удержать людей, необходимо вернуть практику, когда со всей страны к нам ехали «за длинным рублем».

 Лиана ШИЛЛЕР глава Союза строителей Забайкалья

Не уменьшать зарплаты людям, а вот именно увеличить. Даже, знаете, в пределах двухсот тысяч должно быть где-то зарплата в месяц в регионе, для того чтобы человеку было интересно здесь жить.

 В период жестких ковидных ограничений, когда стало ясно, что из Китая рабочие не приедут, правительство региона вдруг осознало, что нарушена цепочка обучения и передачи опыта забайкальским строителям. Более того, на некоторых объектах наших сограждан брали только на подсобные работы, вполне обходясь китайскими специалистами. Но, наши чиновники без перегибов не могут, они вдруг решили, что стройки смогут обойтись без иностранных специалистов.

 Лиана ШИЛЛЕР глава Союза строителей Забайкалья

Посыл есть, но опять же, была ошибка в чем, что давайте развивать свои кадры, поэтому китайцев пускать не будем. Это же неправильный подход. Мы, тем самым, вообще лишились возможности нормально строить. Конечно, надо ставить китайскую рабочую силу, потому что на сегодня сравняться с ней никто не может. Вообще. Это однозначно. И если мы хотим, чтобы город развивался и рос, нам нужно чтобы они были. Но при этом, конечно нужно обучать людей. Учитывая, понятно, что на социальной стройке это невозможно сделать, это очень короткий срок реализации проектов и учить там некогда. А на частных, в принципе мы настроены на то, что можем взять сметчиков обучить, у нас все пенсионеры.

 Зарплата квалифицированного рабочего на забайкальской стройке в среднем 70 тысяч, разнорабочие получают около тридцати. Чтобы приблизить доход профессионального строителя к двумстам тысячам, необходимо, чтобы наши фирмы выигрывали торги на основные региональные объекты, только тогда будет изменена система оплаты труда.

 Лиана ШИЛЛЕР глава Союза строителей Забайкалья

Мы готовы платить такую зарплату в том случае, если пересмотрят расчет сметной стоимости. На сегодня она ограничена, рабочая сила, вы видели коэффициент, совершенно не соответствует реальности. То есть мы должны перейти на ресурсный метод расчета, который, в общем, закроет все эти вопросы. И можно будет предусмотреть высокие оклады, которые можно платить. На сегодня это невозможно, потому что сметы совершенно не соответствуют действительности. Те же земляные работы в четыре-пять раз меньше, чем это по факту стоят.

 Возможно ли это? Учитывая вольности на примере концессии в Забайкалье, то вполне. Достойная оплата, равные для всех возможности на участие в торгах, а по возможности приоритет для развития забайкальских фирм. Учитывая политику нашего правительства, пока это звучит, как сказка. Все три пункта.

Юрий Житлухин, Иван Дементьев, ЗабТВ

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"