Деградация отрасли НКО в Забайкалье
Правда, самая неприятная на свете вещь, ее ждут, в нее верят, но чаще боятся. Боятся услышать, а еще больше – сказать. Но нельзя построить нормальное общество на лжи, обмане и страхе. Необходимы люди, способные дать нам осознание, что истина и справедливость это все, что у нас есть. Немного правды о системе Некоммерческих организаций Забайкалья, а также Ресурсного центра призванного эту отрасль развивать и его руководителя Натальи Макаровой, в беседе с журналистом, общественным деятелем Еленой Хзанян, после выхода первой части серии сюжетов.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Реакция на сюжет, который вышел про Наталью Макарову, была незамедлительной. Прежде всего, она сама стала придумывать, чтобы изменить в проекте, чтобы не было видно столь явного плагиата на мой проект.
Обвинения в корыстном плагиате вполне обоснованы. Весной Елена написала проект на получения грантовой помощи, направленный на работу с детьми погибших военных. Он предполагал системную работу в рамках «Детского агентства новостей» в течение года, и стоил порядка двух миллионов рублей. Проект прошел одобрение, в том числе у руководителя администрации губернатора Константина Колыванова. Но Наталья Макарова, как руководитель Ресурсного центра и Фонда развития Забайкальского края, отказала Хзанян с формулировкой «нет денег», а затем, вычленив из проекта часть, касающуюся поездки с детьми в Москву в парк «Патриот», фактически присвоив идею, дала на это более трех миллионов рублей. Разумеется, сама она в накладе не осталась. А Колыванов… Это Колыванов, он сразу обо всем забыл, от своих слов отказался и даже угрожал Елене по телефону. Его любимые фразы: «Не переходите красную черту», «Не надо со мной ссориться». Наталья Макарова, как человек системы, умеет находить общий язык с власть имущими.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Заигрывание с общественной палатой не были случайностью. Наталье Макаровой необходима поддержка ее новых членов, скажем так. Поэтому был организован своеобразный бенефис Натальи Макаровой, фуршет который обошелся фонду развития Забайкальского края и какой-то сторонней организации, через которую проводились деньги без малого в сто тысяч рублей.
Мы, пусть и без приглашения посетили этот фуршет, или, простите, презентацию. Еда и напитки на любой вкус, довольные лица членов Общественной палаты Забайкальского края. Вот только счет ресторану «Забайкалье» до сих пор не погашен, так как это нецелевые расходы.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Нецелевое использование средств это вообще ее конек. Не зря было проведено прокуратурой несколько проверок. Ресурсного центра, по результатам которой были выявлены нарушения, и там была озвучена сумма более пятисот тысяч рублей, которые были использованы в непонятном направлении. Они смогли отчитаться за сто с лишним тысяч, а остальное все кануло в лету. И как вы понимаете, прокуратура вынесла ей представление о том, что она должна из собственных средств пополнить бюджет на сумму четыреста тысяч рублей.
Интересный подход со стороны правоохранительных органов… Но это отдельная тема. Так, откуда у нее деньги, спросите вы? За 2021 год Наталья Макарова задекларировала официальный доход в три с половиной миллиона рублей. За 2020 год мы так декларацию от неё не дождались. Помимо того, что она сидит на двух креслах руководителя Ресурсного центра и Фонда развития Забайкальского края. Она еще, в нарушении закона, разумеется, входит по договорам ГПХ во многие проекты в качестве консультанта, на которые сама впоследствии выделяет средства.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Факт в том, что она изыскивает средства новые, для того чтобы перекрыть старые дыры. Отсюда начисление премии в размере четырехсот тысяч рублей. А чтобы себе начислить такую премию нужно еще, чтобы в теме была бухгалтер. Бухгалтер Натальи Макаровой, естественно, себе тоже должна начислить премию. Она должна быть вдвое меньше, двести пятьдесят допустим тысяч. Такие моменты с огромными суммами они проворачивают в порядке вещей.
А вот проекты некоммерческих организаций направленные на благое дело, они не поддерживают. Дискредитируется сама идея этой отрасли, как части гражданского общества, ведь НКО не могут существовать без грантовой поддержки. Хороший пример - проект Епархии «Антикризисный центр для беременных женщин «Теплый дом» 2018 года, который также курировала Наталья Макарова. Находиться он должен был вот в этом доме. Из Фонда президентских грантов было получено около трех миллионов рублей. Работы практически не были выполнены. Обратите внимание вот на эту иллюзию крыши, символично, не правда ли? Создается впечатление, что она есть, но на самом деле ее нет. Но здесь «аферы» не получилось, суд обязал деньги вернуть. Но осадок у экспертной комиссии Фонда президентских грантов на проекты из Забайкальского края остался. И примеров таких немало, но время идет, и, оседлав два руководящих кресла, Макарова перестроила свою работу.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
На плагиате можно неплохо заработать, так в принципе Наталья Макарова и двигается. То есть, копируя в проекте методичку Фонда президентских грантов, она вставляет в проект, выдает это за свое, и получает двести пятьдесят – четыреста тысяч. Причем копирует все, вплоть до телефонов. То есть методическая работа в проекте, каком либо оплачивается. Для нее это не составляет зазорным.
Нельзя умалять талантов этой женщины. В короткий срок она стала из послушницы-водителя митрополита Дмитрия, вершителем судеб некоммерческих организаций. Алчность и неумение заметать следы перевешивает «добродетели». Но, ни собственный юрист, ни созданная, чтобы оградить тело от вопросов журналистов пресс-служба, не добавляют очков в побеге от правосудия.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Сразу после выхода сюжета, Наталья Макарова всем объявила о том, что она подает в суд на меня, телекомпанию. И будет судиться за каждое слово, сказанное в сюжете. Для нас, это просто прекрасный вариант. Мы, наконец, через судейский запрос можем получить все ответы на интересующие нас вопросы. Для нас это просто уникальная возможность поговорить в открытую, и наконец, расставить все точки над и. В суде она будет более откровенна и подкреплены все ее точки зрения документально.
Да, это было бы хорошее продолжение нашей серии сюжетов. Наталья Макарова старательно, можно сказать со страхом, избегает встреч с журналистами, хотя сама утверждает, что работала на федеральном канале. Сложно судить о ее писательских талантах по постам в Телеграм или фейсбуке. Но в суде спрятаться за банальными фразами, не получится. Придется отвечать за все, в том числе за развал отрасли НКО в Забайкалье.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Перспективы развития НКО достаточно туманны в Забайкальском крае. Или же это будет пять-шесть организаций, которые будут под поддержкой правительства, внутренней политики Забайкальского края. Или же это будет бездействующая организация. Потому что по рукам уже надавали многим. И те мастодонты социального проектирования, которые не получали поддержку уже на протяжении двух последних лет с приходом Натальи Макаровой, они конечно разочаровались во многом. Они с неохотой идут на губернаторские гранты, они разочаровались в справедливости оценки этих губернаторских грантов. И я думаю, если не сменить руководителя Ресурсного центра и вообще Наталью Макарову ограничить в сферах влияния финансовой деятельности в Фонде развития Забайкальского края, то мы очень скоро будем иметь плачевный результат.
Мы уже имеем, плачевный результат, хуже некуда. Рассматривать систему федеральных и региональных грантов, как кормушку, нельзя. Авторитет Забайкальского края в том же Фонде президентских грантов упал значительно, если в 2020 году на Забайкальский край пришло 35 грантов, то уже в 2021 – всего тринадцать. Не нужно думать, что в Москве не знают, куда деваются федеральные средства и кто руководит Ресурсным центром. Наталья Макарова зрит себя человеком системы, везде подчеркивает, что она в прямой связке с губернатором. Но едва ли Александр Михайлович действительно в курсе тех проектов, которые Макарова продвигает, прикрываясь его именем. Разбирая грехи данной персоны, нужно не забывать смотреть на этот вопрос шире. Система Некоммерческих организаций в Забайкальском крае, как элемент гражданского общества гибнет, едва вырвавшись из колыбели.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Некоммерческие организации они же призванные помогать власти. В них должны быть заинтересованы. Вот на данный момент они могли бы открыть несколько приютов для собак. Если у государства нет на это средств, не надо выделять городу семь миллионов, мы потом вообще не знаем, куда они ушли на эти собачь приюты. Дайте некоммерческой организации, спросите. Это прозрачный некоммерческий сектор, он прозрачнее намного, чем государственные учреждения, с которых ничего догнать невозможно.
Область деятельности некоммерческих организаций обширна, они способны привлечь дополнительные силы и средства в край. У нас пока хватает неравнодушных, инициативных людей. И это предмет отдельной беседы, к которой мы еще вернемся в следующих материалах. Равно как и к деятельности наших руководителей тормозящих, превративших эту отрасль в кормушку. Надо говорить об этом, пока не поздно.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Такие сомнительные телодвижения Макаровой и интриганская политика по сути в личных интересах, не способствует развитию некоммерческого сектора и самое главное убивает инициативных и умных людей, опускаются у них руки, и участвовать ни в каких грантах не желают.
Юрий Житлухин, Евгений Погорелый, ЗабТВ
Расшифровка видеосюжета
Правда, самая неприятная на свете вещь, ее ждут, в нее верят, но чаще боятся. Боятся услышать, а еще больше – сказать. Но нельзя построить нормальное общество на лжи, обмане и страхе. Необходимы люди, способные дать нам осознание, что истина и справедливость это все, что у нас есть. Немного правды о системе Некоммерческих организаций Забайкалья, а также Ресурсного центра призванного эту отрасль развивать и его руководителя Натальи Макаровой, в беседе с журналистом, общественным деятелем Еленой Хзанян, после выхода первой части серии сюжетов.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Реакция на сюжет, который вышел про Наталью Макарову, была незамедлительной. Прежде всего, она сама стала придумывать, чтобы изменить в проекте, чтобы не было видно столь явного плагиата на мой проект.
Обвинения в корыстном плагиате вполне обоснованы. Весной Елена написала проект на получения грантовой помощи, направленный на работу с детьми погибших военных. Он предполагал системную работу в рамках «Детского агентства новостей» в течение года, и стоил порядка двух миллионов рублей. Проект прошел одобрение, в том числе у руководителя администрации губернатора Константина Колыванова. Но Наталья Макарова, как руководитель Ресурсного центра и Фонда развития Забайкальского края, отказала Хзанян с формулировкой «нет денег», а затем, вычленив из проекта часть, касающуюся поездки с детьми в Москву в парк «Патриот», фактически присвоив идею, дала на это более трех миллионов рублей. Разумеется, сама она в накладе не осталась. А Колыванов… Это Колыванов, он сразу обо всем забыл, от своих слов отказался и даже угрожал Елене по телефону. Его любимые фразы: «Не переходите красную черту», «Не надо со мной ссориться». Наталья Макарова, как человек системы, умеет находить общий язык с власть имущими.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Заигрывание с общественной палатой не были случайностью. Наталье Макаровой необходима поддержка ее новых членов, скажем так. Поэтому был организован своеобразный бенефис Натальи Макаровой, фуршет который обошелся фонду развития Забайкальского края и какой-то сторонней организации, через которую проводились деньги без малого в сто тысяч рублей.
Мы, пусть и без приглашения посетили этот фуршет, или, простите, презентацию. Еда и напитки на любой вкус, довольные лица членов Общественной палаты Забайкальского края. Вот только счет ресторану «Забайкалье» до сих пор не погашен, так как это нецелевые расходы.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Нецелевое использование средств это вообще ее конек. Не зря было проведено прокуратурой несколько проверок. Ресурсного центра, по результатам которой были выявлены нарушения, и там была озвучена сумма более пятисот тысяч рублей, которые были использованы в непонятном направлении. Они смогли отчитаться за сто с лишним тысяч, а остальное все кануло в лету. И как вы понимаете, прокуратура вынесла ей представление о том, что она должна из собственных средств пополнить бюджет на сумму четыреста тысяч рублей.
Интересный подход со стороны правоохранительных органов… Но это отдельная тема. Так, откуда у нее деньги, спросите вы? За 2021 год Наталья Макарова задекларировала официальный доход в три с половиной миллиона рублей. За 2020 год мы так декларацию от неё не дождались. Помимо того, что она сидит на двух креслах руководителя Ресурсного центра и Фонда развития Забайкальского края. Она еще, в нарушении закона, разумеется, входит по договорам ГПХ во многие проекты в качестве консультанта, на которые сама впоследствии выделяет средства.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Факт в том, что она изыскивает средства новые, для того чтобы перекрыть старые дыры. Отсюда начисление премии в размере четырехсот тысяч рублей. А чтобы себе начислить такую премию нужно еще, чтобы в теме была бухгалтер. Бухгалтер Натальи Макаровой, естественно, себе тоже должна начислить премию. Она должна быть вдвое меньше, двести пятьдесят допустим тысяч. Такие моменты с огромными суммами они проворачивают в порядке вещей.
А вот проекты некоммерческих организаций направленные на благое дело, они не поддерживают. Дискредитируется сама идея этой отрасли, как части гражданского общества, ведь НКО не могут существовать без грантовой поддержки. Хороший пример - проект Епархии «Антикризисный центр для беременных женщин «Теплый дом» 2018 года, который также курировала Наталья Макарова. Находиться он должен был вот в этом доме. Из Фонда президентских грантов было получено около трех миллионов рублей. Работы практически не были выполнены. Обратите внимание вот на эту иллюзию крыши, символично, не правда ли? Создается впечатление, что она есть, но на самом деле ее нет. Но здесь «аферы» не получилось, суд обязал деньги вернуть. Но осадок у экспертной комиссии Фонда президентских грантов на проекты из Забайкальского края остался. И примеров таких немало, но время идет, и, оседлав два руководящих кресла, Макарова перестроила свою работу.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
На плагиате можно неплохо заработать, так в принципе Наталья Макарова и двигается. То есть, копируя в проекте методичку Фонда президентских грантов, она вставляет в проект, выдает это за свое, и получает двести пятьдесят – четыреста тысяч. Причем копирует все, вплоть до телефонов. То есть методическая работа в проекте, каком либо оплачивается. Для нее это не составляет зазорным.
Нельзя умалять талантов этой женщины. В короткий срок она стала из послушницы-водителя митрополита Дмитрия, вершителем судеб некоммерческих организаций. Алчность и неумение заметать следы перевешивает «добродетели». Но, ни собственный юрист, ни созданная, чтобы оградить тело от вопросов журналистов пресс-служба, не добавляют очков в побеге от правосудия.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Сразу после выхода сюжета, Наталья Макарова всем объявила о том, что она подает в суд на меня, телекомпанию. И будет судиться за каждое слово, сказанное в сюжете. Для нас, это просто прекрасный вариант. Мы, наконец, через судейский запрос можем получить все ответы на интересующие нас вопросы. Для нас это просто уникальная возможность поговорить в открытую, и наконец, расставить все точки над и. В суде она будет более откровенна и подкреплены все ее точки зрения документально.
Да, это было бы хорошее продолжение нашей серии сюжетов. Наталья Макарова старательно, можно сказать со страхом, избегает встреч с журналистами, хотя сама утверждает, что работала на федеральном канале. Сложно судить о ее писательских талантах по постам в Телеграм или фейсбуке. Но в суде спрятаться за банальными фразами, не получится. Придется отвечать за все, в том числе за развал отрасли НКО в Забайкалье.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Перспективы развития НКО достаточно туманны в Забайкальском крае. Или же это будет пять-шесть организаций, которые будут под поддержкой правительства, внутренней политики Забайкальского края. Или же это будет бездействующая организация. Потому что по рукам уже надавали многим. И те мастодонты социального проектирования, которые не получали поддержку уже на протяжении двух последних лет с приходом Натальи Макаровой, они конечно разочаровались во многом. Они с неохотой идут на губернаторские гранты, они разочаровались в справедливости оценки этих губернаторских грантов. И я думаю, если не сменить руководителя Ресурсного центра и вообще Наталью Макарову ограничить в сферах влияния финансовой деятельности в Фонде развития Забайкальского края, то мы очень скоро будем иметь плачевный результат.
Мы уже имеем, плачевный результат, хуже некуда. Рассматривать систему федеральных и региональных грантов, как кормушку, нельзя. Авторитет Забайкальского края в том же Фонде президентских грантов упал значительно, если в 2020 году на Забайкальский край пришло 35 грантов, то уже в 2021 – всего тринадцать. Не нужно думать, что в Москве не знают, куда деваются федеральные средства и кто руководит Ресурсным центром. Наталья Макарова зрит себя человеком системы, везде подчеркивает, что она в прямой связке с губернатором. Но едва ли Александр Михайлович действительно в курсе тех проектов, которые Макарова продвигает, прикрываясь его именем. Разбирая грехи данной персоны, нужно не забывать смотреть на этот вопрос шире. Система Некоммерческих организаций в Забайкальском крае, как элемент гражданского общества гибнет, едва вырвавшись из колыбели.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Некоммерческие организации они же призванные помогать власти. В них должны быть заинтересованы. Вот на данный момент они могли бы открыть несколько приютов для собак. Если у государства нет на это средств, не надо выделять городу семь миллионов, мы потом вообще не знаем, куда они ушли на эти собачь приюты. Дайте некоммерческой организации, спросите. Это прозрачный некоммерческий сектор, он прозрачнее намного, чем государственные учреждения, с которых ничего догнать невозможно.
Область деятельности некоммерческих организаций обширна, они способны привлечь дополнительные силы и средства в край. У нас пока хватает неравнодушных, инициативных людей. И это предмет отдельной беседы, к которой мы еще вернемся в следующих материалах. Равно как и к деятельности наших руководителей тормозящих, превративших эту отрасль в кормушку. Надо говорить об этом, пока не поздно.
Елена ХЗАНЯН журналист, общественный деятель, руководитель АНО «Единство»
Такие сомнительные телодвижения Макаровой и интриганская политика по сути в личных интересах, не способствует развитию некоммерческого сектора и самое главное убивает инициативных и умных людей, опускаются у них руки, и участвовать ни в каких грантах не желают.
Юрий Житлухин, Евгений Погорелый, ЗабТВ