Разработан план стратегии развития Забайкалья до 2035 года

Вячеслав Правдин / Новости, 18:09, 8 июня 2022

Восемь месяцев работы, почти восемь миллионов бюджетных рублей и двадцать пять ученых, под руководством единственного доктора экономических наук Виталия Бурова. Так создавался проект, благодаря которому будет проходить социально-экономическое развитие нашего края в ближайшие 15 лет. В окончательной редакции документ представят 30 июня. Сегодня - его презентация и общественные обсуждения. Представил проект сам Буров.

Виталий БУРОВ, доктор экономических наук, руководитель проекта
Сразу скажу, конечно, если бы я знал, что так будет тяжело, особенно моим девушкам, я наверно бы отказался. Я бы отказался, наверное. Очень напряженная работа. Стратегии разрабатывают, в основном, примерно в срок два года. Нам дали восемь месяцев. Очень такое тяжеловатое техзадание. Но могу сказать честно, стратегия получается очень неплохая, очень необычная. Получился такой триумвират, что мы разработчики, Минплан как заказчик от правительства и «Востокгосплан» как консультанты.

Со слов Бурова , главной проблемой при разработке проекта было - найти общий язык с чиновниками , а также полное отсутствие в крае статистической информации. Тем не менее, анализ социально-экономического положения Забайкалья по отраслям был проведен почти полностью.

Виталий БУРОВ, доктор экономических наук, руководитель проекта
Горно-добывающую промышленность, транспорт-транзит, туризм это на сто процентов. И АПК – это животноводство, растениеводство на 100%. Ну, примерно на 70-80% на сегодняшний день это остальные отрасли, в т.ч. социалка у нас очень хорошо проработана. Мы сейчас приступаем к доработке плана мероприятий. Это уже более конкретика, где рассматриваются все инвестиционные проекты.

Нормативами предусмотрен расчет трех сценариев стратегии развития края – консервативного, базового и форсированного. (5301) Согласно первому сценарию, достаточно сохранить имеющуюся тенденцию развития. По второму – валовый региональный продукт должен увеличится вдвое, по третьему, самому обнадеживающему, втрое. В принципе, последний вариант кажется вполне реальным с учетом того, какое место занимает наш регион в рейтинге социально-экономического положения по стране.

Доля ВРП Забайкальского края в ВВП России. Цифры показаны. 19-й год – 67-е место, 20-й год – 66-е место. Не лучшее. Следующий.

66 место среди 85 субъектов. В большинстве рейтингов Забайкальский край, как обычно занимает лидирующие позиции с конца списка. В числе самых слабых позиций региона - миграционный отток, как итог, население края вскоре может сократиться до миллиона. При этом тенденцию к прекращению оттока предполагает лишь третий сценарий развития – самый оптимистичный. В списке сильных сторон – территориальность региона и наличие природных ресурсов. Именно эти факторы поспособствовали основному направлению стратегии – развитию агропромышленного и горнодобывающего комплекса.

Основной вектор стратегии – технологическая цепочка добавленной стоимости. О чем я и говорил. Производство сырья в двух отраслях, глубокая переработка, сбыт продукции на рынках. Одним из моментов является создание горно-металлургического кластера. Предлагается в районе Краснокаменска создать медно-кабельный завод, по аналогу с заводом города Шелехов Иркутской области. То, что мы можем взять предприятие-аналог, это первый момент. И второй момент – создание завода по изготовлению свинца, конечная продукция. Сразу встает проблема с энергетикой. Сегодня у нас в энергетике есть излишки. Но если мы поставим такой завод в Краснокаменске, он покроет только один процент потребления. Мы выяснили, проводили совещание на площадке Минплана с привлечением многих специалистов, что крупную атомную электростанцию нельзя у нас построить, т.к. она должна работать без спада нагрузок на постоянной основе. Мы это не можем обеспечить, [а потому] она тогда выйдет из строя. Предлагается вариант мини-АЭС на нескольких территориях Забайкальского края.

ВЗК: Также было отмечено, что атомные электростанции стоимость киловатта электроэнергии не снизят, поскольку производство электричества, это лишь 30% стоимости, остальную часть - 70% составляет ее транзит. А потому лучшим вариантом был отмечен проект строительства гидроэлектростанции на реке Шилка. Все эти кейсы выглядели довольно фантастическими, на фоне других предложений, которые ранее уже применялись на практике. Одним из таких, стала технология по выщелачиванию золота.

Александр ЛАВРОВ, декан факультета экономики и управления, кандидат технических наук, доцент.
В тех штабелях, в тех отвалах после горнорудных предприятий лежит не 50% того, что добыли. Т.е. половину добывали, а половину не могли просто добыть. Методы геотехнологий, как Виталий Юрьевич заметил, выщелачивание, кучные, кюветные, скважинные, они позволяют эту проблему решить. Причем решить малозатратно по сравнению с современными технологиями. Мы предлагаем заниматься добычей полезных компонентов именно из лежалых отходов. Они никому не нужны. Их уже не перерабатывает никто. Затрат минимальное количество. Технологии патентозащищенные, т.е. порядка 50 патентов по этим технологиям уже есть. Для того чтобы практически внедриться необходимо просто отобрать пробы, посмотреть какое там сырье и уже буквально можно даже сделать шаблоны. Если сырье вот такое, то 37-й патент, если сырье вот такое, то 25-й патент. Вот настолько технология уже разработана.

По словам Лаврова, данная технология уже применялась на практике на руднике «Апрелково» в Шилкинском районе. Стоимость установки и внедрения составила около 600 - сот тысяч рублей, они были отработаны за счет внедрения новой технологии в течении двух недель. Правда потом рудник «Апрелково» закрыли, в виду сторонних обстоятельств. Не обошлось на заседании и без критики. Так один из краевых депутатов отметил, что количество горнорудных предприятий не особо влияет на пополняемость бюджета региона, равно, как и размер пошлин от экспорта товаров через приграничные переходы.

Юрий ГАЙДУК, депутат Законодательного собрания Забайкальского края
И вот как бы увязать ответственность Правительства Забайкальского края за выполнение хотя бы тех теоретических изложений, которые вы сделали. По крайней мере затрачены же бюджетные деньги. Вот как показывает практика, реальное исполнение, оно не только далеко от реалий. Ну я не беру горнорудную промышленность. На мой взгляд горнорудная промышленность только грабит Забайкальский край и ничего в данный момент, поступлений серьезных в бюджет Забайкальского края нету. Да, у них очень высокие доходы, очень высокая прибыль, но бюджет Забайкальского края ничего не имеет. И вот сами же говорите, что нету кадров. Ну вот даже горнорудные предприятия. Увеличение там численности работающих. Да слава богу, но кто туда приедет работать? В артели старатели едут со всего бывшего Союза. И в эти большие ГОКи едут не только иностранцы, но и там вахтовый метод. Вахтовый метод для наших забайкальцев, тем более если у нас аграрный край, это нереально. Это не выход. Да, теория есть. Все прекрасно. А как вот на практике-то это сделать? А на практике я чувствую, что правительство Забайкальского края, даже не смотря на то, что Трутнев приехал, но кто-то из правительства-то должен быть. Это же им в уши-то надо все это дело говорить. А они просто игнорируют все на сегодняшний день и здесь просто вывод такой, еще раз повторяюсь, работа большая и хорошая, а вот будет ли результат – я в глубоком сомнении.

Сомнения в полной реализации задуманного были даже у руководителя проекта, о чем он и сказал несколько раз. Ведь сам проект был начат еще в прошлом году, до начала мирового кризиса. А это существенно меняет планы. Однако, пока мы имеем, то что имеем – стратегию, при успешной реализации которой наш край к 2035 году должен превратится в город сад.

Вячеслав ПРАВДИН, Алексей ПАВЛОВ, ЗабТВ.

 

 

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"