Постояльцы пансионата «Яснинский» о вычетах из пенсии: «Куда уходят наши деньги» ?

Тамара Ван-Фу-Ли / Новости, 16:50, 14 сентября 2021
Пансионат «Яснинский» создан в марте 2021-го. Это государственное учреждение по предоставлению социальных услуг, в частности проживания, на договорной основе. Учредитель – министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Проехать 600 км туда-обратно нашу съёмочную группу побудили сразу несколько тревожных звонков от постояльцев. Жалобы на питание, не предоставление медицинской помощи и бесконечные вычеты, не подкреплённые никакими бумагами. После мониторинга сайта пансионата, мысли о плохих условиях пребывания, в голову не приходят – красивые комнаты, оснащённые техникой, уютные общие залы, библиотека и прочее. Но за визуальным порядком скрываются десятки жалоб пенсионеров.

Попасть в учреждение оказалось совсем непросто. От нас закрыли все двери и ворота, стоявшие до этого нараспашку. Началась череда звонков начальству. По информации телеканала, директор учреждения Сергей Васильевич Ищенко из отпуска вышел и вполне мог выйти из своей квартиры для встречи с журналистами. Но судя по всему, он выбрал позицию - наблюдать за происходящим из окна. Его квартира, к слову, находится напротив пансионата. 

Тамара ВАН-ФУ-ЛИ – корреспондент

«Позвоните ещё раз, пожалуйста. Мы сейчас полицию вызовем.

-Ну что? – Сейчас замдиректора придёт. – Отлично, хорошо. Всё, ждём».

После часа попыток попасть внутрь, на встречу с нами всё-таки пришла специалист по социальной работе. Разговор должен был быть коротким, сотрудник старалась узнать, кто конкретно и на что пожаловался, но нам было необходимо попасть внутрь пансионата.

«Кто звонил – сказать не можем, так как на них будет оказано давление, вы это понимаете. И по закону мы имеем право не раскрывать источник. А посмотреть нам хотя бы один корпус, в каких условиях люди живут».

В корпуса, где проживают постояльцы с ограниченными возможностями, нас не пустили, но провели в главное здание, где мы поговорили с пенсионерами. Всего в учреждении 233 постояльца, и тех, кто долго ждал помощи в огласке нарушений, оказалось много. По условиям договора, проживающие отдают учреждению 75% от пенсии. Оставшиеся 25% идут на личные расходы. По факту же на остатки пенсий жильцы вынуждены обеспечивать себя тем, за что они уже заплатили – это питание, одежда и лекарства. По официальному прайсу пансионата, 1 койко-место в месяц стоит 1549 руб, обеспечение питанием выходит 9913 руб. Меню расписано на 14 дней и выглядит разнообразно - мясные биточки, зразы, сардельки, гуляш, плов, выпечка. Реально же – бесконечный минтай, чёрная свёкла на гарнир, запеканка из моркови, непонятной консистенции супы, и сырая выпечка.

Нина Георгиевна БОЯРКИНА - постоялица

«- Вот капуста и внутрь кладут кусочек рыбы. Кто кушать её будет?

Владимир Максимович СТРЕЛЬНИКОВ – постоялец

– А как они пишут в меню? «Рыба аппетитная». Вот этот кусочек. А капуста до того переквашена, что её есть невозможно. – А какие-то супы? Мясо? – Ну супы, я говорю, сухую картошку дадут. Там бурдушка получается. Вот вчера был вермешелевый. Бурда, там даже жидкости нет»

При этом на территории пансионата своя пекарня и цех полуфабрикатов. Есть и подсобное хозяйство: теплица, огороды, животноводство. Но производимой продукции постояльцы не видят, либо довольствуются списанным.

«На продажу возят в магазины булочки настоящие испечённые. Нам же дают сырые, натурально сырые – тесто».

Чтобы всё-таки что-то есть, на оставшиеся 25% от пенсии, а это в среднем 3800 рублей, постояльцы покупают продукты и готовят на общих кухнях. За пользование электроприборами в прайсе указана цена - оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи – 29 рублей 60 копеек. А вот столько вычитается в действительности.

«Потом, у нас у многих есть чайники, телевизоры, холодильники. С нас почему-то в конце месяца, когда получаем остатки пенсии- 25%, вычитают дополнительно за электроэнергию.  У меня вот в последний месяц высчитали 522 рубля. У неё бумаги, такие списки от руки написанные – когда распишешься, когда нет. –Никаких печатей, ничего? – Нет. Нам на руки ничего не выдают».

Вычитают и за оказание медицинских услуг. Согласно данным сайта, суммы внушительные - оказание первичной медико-санитарной помощи 198 рублей, измерение температуры тела, артериального давления, контроль над приемом лекарств и другие процедуры -1320 рублей, отдельно наблюдение для выявления отклонений в состоянии здоровья ещё 387 рублей. Есть и услуга консультирования по социально-медицинским вопросам - поддержание и сохранение здоровья, проведение оздоровительных мероприятий – 137 рублей, и даже проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни – ещё 160 рублей.

«Я был в двух других – в Краснокаменске и в Шилке, там медицинские услуги оказывают. А здесь их почему-то нет. Деньги государство выделяет. Где они? Таблетки? Уколы?

Льготы на получение медикаментов законно были переведены в форму получения деньгами. В итоге – ни денег, ни лекарств.

«Первый год с меня высчитывали каждый месяц по 2600 рублей. Осталось 900 рублей. Что я на них куплю? Какие лекарства? С 2019-го стали высчитывать по 2700 рублей. - В больницу надо – машин нет. Такси до Ясногорска 400 рублей туда, 400 рублей обратно. Человек заболел, денег нет – и всё, сиди».

В прайсе указано и обеспечение мягким инвентарем- одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями – 3726 рублей.

«- За 9 лет один спортивный костюм давали и всё. – Вот тапочки мне дали. На 3 года, на 3 года!»

На постоянной основе выдают только ночные рубашки, из-за которых постояльцы ассоциируют себя с пациентами. 224 рубля с каждого вычитают и за пользование мебелью.

«Матрасы вообще негодные, посмотрите – пустой. Вот у меня их три и все пустые. Тряпки.  Ой, тараканов! Там же «Милосердие» внизу, лежачие, там не травят. У нас протравят, а они снизу идут. А вечером выключу свет, уйду к телевизору, минут 10 посижу. Приду, включаю и хлопушкой колочу» .

А самое интересное, что большинство пенсионеров не знают свой фактический размер пенсии, и после вычета не получают сдачу, например, с крупной купюры.

Сергей Модестович СОСЕДОВ - постоялец

«Я заплатил, сказали столько-то. У меня меньше не было, я отдал крупную. «Ну, это, - говорит, тебе потом вернут». И всё, на следующий месяц опять также. Я говорю: «- А где? – Нету».

«Из Читы меня сюда привезли. Третий месяц пошёл, я ещё вообще не получал. Вот пока там в Чите был, мне вот дали. Меняю, сам всё делаю».

Так как пансионат – вроде как, не тюрьма, проживающим положен отпуск. По закону, за время, когда постоялец услугами учреждения не пользовался, ему должны вернуть средства.

«Бывает, что месяц пробудем. Тут не живём. Приезжаем, с нас всё высчитывают: и за стирку, и за питание, за всё».

Обращения к директору идут непрерывно, но отклика нет. Были и обращения в прокуратуру – и тоже тишина. Периодически приезжают и комиссии из министерства соцзащиты. Но, по словам пенсионеров, проходят они формально – посмотрели на информационные стенды, чистые коридоры, диванчики, вкусно поели в столовой и поехали в Читу. По каждой из жалоб в министерство социальной защиты будет направлен запрос, а жалобы пенсионеров в качестве показаний, переданы в правоохранительные органы.

Тамара Ван-Фу-Ли, Николай Шунков, ЗабТВ

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"