Жизнь дочери войны в современном Забайкалье

Михаил Яроманс / Новости, 17:16, 11 мая 2021

Самое дорогое, что у нас есть, это память о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. Но чем дальше, тем больше День памяти и скорби превращается в формальное разовое мероприятие. А как сейчас живут в Чите те, кто на своих плечах вынес те ужасы войны, смотрите в нашем следующем репортаже.

Говорят, что война закончится, когда будет похоронен последний солдат. Взглянув на реальность, можно добавить, что память о войне, страданиях и подвиге, уходит вместе с последними очевидцами тех страшных лет. Старики уже не обижаются на нас, воспитанных интернетом, а не книгами, видимо уже не ждут понимания. Они, говорят нам: «лишь бы не было войны», но их слабый голос тонет в волне формализма и равнодушия со стороны чиновников, да и многих из нас, молодых. Тех, кто должен в первую очередь не допустить, чтобы Великая Отечественная война растворилась в длинной цепи потрясений нашего народа. И забылась. Нам просто сложно понять, что пережили эти люди, какой жесточайший естественный отбор они прошли.

Мария Филипповна МАЛИНОВСКАЯ – труженик тыла

Началась война в 41, в школе мне не пришлось учиться, как 4 класса закончила, мачеха больше не пустила, больше работала. А когда уже немцы нас захватили, трактора и лошадей всех забрали. Одну корову и нас четырех, на веревках мы боронили. Борону тащили.

Марии было двенадцать, когда наши войска с боями оставили Кубань, где она проживала с отцом, мачехой и братом. Мужчин, последних дорогих ей людей, призвали в ряды Красной армии. А она маленькой девочкой успела покопать окопы и траншеи для отступающих под натиском фашистов, войск. Почти год оккупации хорошо запомнился Марии Филипповне, она видела и хорошо помнит, не смотря на свои 92 года, зверства, голод, лишения и каторжный труд.

Мария Филипповна МАЛИНОВСКАЯ – труженик тыла

А питались мы, нам макухи давали. Вот такой вот кусочек дадут тоненький. Из крапивы сварят суп, жмых из подсолнуха растолкут, туда без соли крапивы добавят. А хлеба в день дадут вот такую тоненькую, черного хлебушка. И то не каждый день давали.

Тогда война пришла в каждый дом, беда не разбирала, кто мужчина, а кто женщина. Кто взрослый, а кто ребенок. Горя хватило на всех.

Мария Филипповна МАЛИНОВСКАЯ – труженик тыла

Сначала отца сразу почти забрали, потом повестка пришла, что он погиб. Братика 17 лет было ему. Забрали его, тоже получили извещение, что он погиб. И вот эти расстрелы на моих глазах, там были вот эти бендеры. Всего два немца было у нас на хуторе. А остальные бендеры, они ребятишек в огонь бросали живыми или приколют штыком его.

Нам, живущим в Забайкалье, повезло, мы не знали оккупации и боев на своей земле. Поэтому, многое из рассказов Марии Филипповны напоминает кадры из кинохроники или фильмов о той войне. Но она пережила все это, для нее это прошлое, которое Мария не может забыть. И мы, не имеем права.

Мария Филипповна МАЛИНОВСКАЯ – труженик тыла

Партизанских отрядов у нас два было. Один-то ничего, а один разгромили. Но расстреливали много, как в лесу поймают – расстреляют. Но, а когда нас освободили, конечно, тут уж лучше было нам. Все равно и хлебушка давали, и давали килограмм пшеницы, Это когда веют, который отход. А там кухоли растет по пшенице, ну решелочкой перемелем и все-таки хлеб на немножко.

Война закончилась. Тогда казалось, что память о пережитых испытаниях и боль потерь никогда не покинет нас. Мария вступила в комсомол, она искренне верила в правое дело и светлое будущее для нашей страны. Не смотря на суровые реалии сталинских времен, года за несколько колосков украденных с поля могли надолго посадить. Но молодой девушке хотелось жить, увидеть что-то кроме тяжелого труда на своем хуторе рядом с мачехой.

Мария Филипповна МАЛИНОВСКАЯ – труженик тыла

Напросилась в город, но председатель никого не отпускал. Не давали справки, а паспортов-то не было у нас. Но когда я была комсомолкой заядлой, а мы, то с ячейки по три, по четыре человека, когда идет урожай, воровали же, ну и мы охраняли. Ну и как раз, я была главной и двое со мной девчонок. Когда на ток пошли, возили зерно. Подъезжает подвода, нагрузили мешками, и повез бригадир сам. Ну а мы за ним потихоньку. По кустам, смотреть куда повезет. Он завез председателю колхоза, половину сгрузил, а половину себе домой.

Комсомолка Мария не могла молчать, на собрании она выступила и рассказала об этом случае. После ее пригласил к себе председатель и чтобы избавиться от настырной свидетельницы дал ей справку, так Мария Филипповна оказалась в городе.

Мария Филипповна МАЛИНОВСКАЯ – труженик тыла

Я устроилась на завод измерительных приборов в Краснодаре, на токарно-револьверный станок.

Началась рабочая деятельность Марии Филипповны. Позже по комсомольской путевке уехала работать в артель на Амур. Работала Мария на совесть, отмечена грамотами и премиями. А в 1967 году приехала в Читу работать на Машзавод, где трудилась больше 20 лет, до самой пенсии. От завода получила, временно, разумеется, сначала комнату в этом доме на Острове. И только десять лет назад соседей расселили, и эта квартира целиком досталась ей. Царский подарок.

Мария Филипповна МАЛИНОВСКАЯ – труженик тыла

Я как пошла на пенсию перестала работать, я в тайгу по ягоды ездила. В Сохондо. Носила ягоды, по четыре ведра и продавала.

Собственно мы так и познакомились. Во время очередного рейда нашей съемочной группы мы встретили Марию Филипповну на улице, она продавала чеснок, что вырастила на своем небольшом огороде. Пенсии не хватает, пояснила тогда она, видимо, привычка надеяться только на себя, но не на государство, у нас в крови. 92- летняя женщина рассказывала, что еще год назад ездила в тайгу за орехами, но годы берут свое. После перенесенного инсульта и заработанных с годами болячек, нет сил самой ремонтировать квартиру. Она нанимает работяг со стороны, чтобы те побелили ей комнаты и подлатали небогатое жилище. А ремонтировать необходимо, шлакоблочный дом зимой промерзает, стены прокрываются черной плесенью. В холода приходится часто вызывать рабочих, чтобы те размораживали трубы водоснабжения, которые проложены на улице. «Ничего хорошего я в этой жизни не видела», - говорит она, хотя лишний раз не жалуется и полна оптимизма, ее уже ничем не напугаешь. Только здоровье подводит Марию Филипповну.

Мария Филипповна МАЛИНОВСКАЯ – труженик тыла

Я уже врача не вызываю, они прейдут, лекарств навыписывают, ужас деньги трачу. 934 лекарства стоят. Я почти шесть тысяч за квартиру заплачу, да лекарства почти на пять набрала. Вызвала врача, они опять навыписывали, пошла опять на три с чем-то набрала. Десять тысяч уходи на лекарства, а всего они две тысячи дают как инвалиду второй группы. Господь помогает все равно. Много обращаюсь к Богу.

А к кому еще обращаться пожилому человеку в Забайкалье? У Марии Филипповны горсть юбилейных медалей, правда в этом году с Днем Победы ее поздравляют только внук и соседи. Администрация пригласила на празднование на площадь Ленина, но сил и здоровья идти на очередное официально-протокольное мероприятие у нее нет. В прошлом году, хоть десять тысяч ей подарили от государства. Вообще о ней вспоминают только в канун праздника, а решить проблемы с ремонтом, перерасчетом за капремонт или другие беды дочери войны – нет, о таком Мария Филипповна не слышала.

Юрий Житлухин, Николай Шунков, ЗабТВ.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"