Состоялось заседание общественного совета при прокуратуре края по вопросам защиты предпринимателей

Михаил Яроманс / Новости, 19:10, 25 марта 2021

Защита прав предпринимателей и работа межведомственной группы, отчет о принятых мерах, направленных на погашение задолженности по государственным и муниципальным контрактам - эти и многие другие вопросы обсуждались на заседании общественного совета при прокуратуре Забайкальского края. Сегодня первая часть: задолженность в сфере забайкальской медицины. На редкость интересное заседание в материале моих коллег.

Тот самый момент, когда переполняет чувство гордости за прокуратуру. Компетентность и глубокое понимание ситуации со стороны заместителя прокурора края Максима Шипицина, поневоле надеешься увидеть такое на заседаниях Законодательного собрания, а, если уж совсем помечтать, то и еженедельных оперативных совещаниях. Учитывая, что некоторые лица, в частности Александр Бардалеев и Илья Акишин, соответственно министр экономического развития и министр по экономическому планированию, а также Оксана Немакина – и.о. министра здравоохранения Забайкальского края, посещают все эти заседания. Но перед прокурором не удалось отделаться заранее приготовленными красивыми докладами, пришлось пообсуждать, поотвечать, а местами покраснеть.

Доника КЛИНОВА - прокурор отдела управления прокуратуры Забайкальского края

Прокурорскими проверками в течении 2020 года мы установили, что задолженности формировалось не только, вернее формированию указанной задолженности способствовал не только наличие ситуации с коронавирусом. Но и системные нарушения допускаемые, в том числе министерством здравоохранения. Нами был установлен факт, и в связи с этим прокуратурой Забайкальского края направлен иск в Центральный районный суд, о бездействии министерства финансов и министерства здравоохранения в связи с недофинансированием в области здравоохранения. В том числе одной из причин является отсутствие в бюджете Забайкальского края средств на повышенный районный коэффициент в размере одного и четыре миллиарда рублей.

Речь идет о задолженности по уже выполненным государственным и муниципальным контрактам. Проще говоря, те предприниматели, что имели глупость связаться с правительством забайкальского края и выполнить определенные работы, в том числе поставку медицинского оборудования, СИЗов и препаратов , не получили положенного. И речь идет о миллиардах рублей. Поневоле вспоминаем громкие дела о взятках главврачей, завышенных ценах при покупке медицинских материалов и невыплатах «коронавирусных» денег медицинским работникам.

Доника КЛИНОВА - прокурор отдела управления прокуратуры Забайкальского края

Основная, львиная доля задолженности это приобретение медицинских препаратов, медицинских изделий, коммунальные услуги хозяйственно-бытовые услуги. В основном это медицинского назначения. – То есть у нас насколько я понял это поставка препаратов медицинского назначения и коммунальные услуги. То есть то, без чего больница жить не может. – Да, поскольку все контракты, заключаются за счет источников обязательного медицинского страхования. Одной из причин в том числе и наличия задолженности, это дефицит программы государственных гарантий. Если, в общем, сказать, то наша программа государственных гарантий вступила в противоречие с постановлением правительства Российской Федерации. В частности, где указанны нормативы оказания медицинской помощи на душу населения.

Новая коронавирусная инфекция, просто манна небесная. Она позволила нашим чиновникам оправдать свою некомпетентность, а местами покрывать мздоимство и коммерческий интерес некоторых деятелей на государственной зарплате. Эмоциональные аргументы, что стоимость бахил выросла в десятки раз, была отвергнута заместителем прокурора Забайкальского края, поскольку до сих пор нет внятного ответа, почему одни больницы закупали бахилы по пять рублей, а другие по 40. А это средства из фонда обязательного медицинского страхования. Кто-то получает дикие прибыли, другие не могут выплатить своим работникам заработную плату, подвергаясь санкциям со стороны той же прокуратуры. Несмотря на «золотой дождь», упавший на головы чиновников от медицины, до самих медицинских работников доходили крохи. И это не смотря на дикую нагрузку в прошлом году, когда из-за открытия моностационаров приходилось работать за двоих.

Оксана НЕМАКИНА – и.о. министра здравоохранения Забайкальского края

Краевая клиническая больница взяла на себя в течении прошлого года практически всю роль оказания экстренной медицинской помощи, в связи с тем, что первая городская больница была закрыта как моностационар. И тариф на экстренную медицинскую помощь он гораздо ниже, чем на плановую. Плановая медицинская помощь в структуре упала практически на 60 процентов. Все остальное пришлось на экстренную медицинскую помощь. В связи с чем, они естественно свои показатели плановые не выполнили. Ну то о чем говорила Доника Тереловна, и тот объем финансовых средств который был им запланирован на год, они весь не взяли. У нас поменялись приоритеты по приобретению лекарственных и в том числе что это экстренная медицинская помощь, лекарственных препаратов, то есть структура работы самого учреждения она практически полностью поменялась, безусловно это вылилось в определенную кредиторскую задолженность. Именно по обоснованию недостаточности Средств обязательного медицинского страхования в размере, мы посчитали, это было в марте, нам не хватает 649 миллионов рублей, для того, чтобы нам вывести на новый уровень стабильную работу наших медицинских организаций мы 12 марта отправили письмо министру здравоохранения, ответа пока нет.

Причем в Забайкальской медицине сложилась странная ситуация – третий министр здравоохранения за один коронавирусный год. Если так пойдет дальше, то на изготовление табличек на дверь кабинета Министра нужно будет вводить отдельную статью расходов.

Максим ШИПИЦИН – заместитель прокурора Забайкальского края, председатель Общественного совета

Три миллиарада должна краевая администрация районным больницам, и это по подтвержденным судебным решениям, которые вступили в законную силу. Решение суда имеет силу федерального закона. Три миллиарда. Это в десять раз больше, чем задолженность по муниципальным контрактам. А больше того, это еще и другой слой имеет, что это такое три миллиарда, а это качественное оказание медицинской помощи, это несколько за пределами нашей сегодняшней беседы, но мы также обладаем достоверной информацией по качеству этой работы. У нас недавно прошла большая проверка, краевая, и там достаточно жесткие цифры. И выводы мы выносили соответствующее представление губернатору. Вот когда главврачи ставятся в такое положение, что с деньгами и дурак сделает, а ты без денег сделай. То мы имеем, что имеем.

Если главный врач не будет платить зарплату, он тут же попадет под прямые проверки правоохранительных органов, вплоть до возбуждения уголовного дела. Сейчас у четырех больниц заблокировали счета. Недалеки те времена, когда в больницы, как этого требует закон, придут судебные приставы. Все главные врачи проходят проверки, в том числе, на предмет снижения качества медицинского обслуживания.

Максим ШИПИЦИН – заместитель прокурора Забайкальского края, председатель Общественного совета

Если мы придем к выводу, что в структуре расходов районные больницы вот эти требования, поступающие денежные средства были израсходованы на самые необходимые нужды, то есть на заработную плату, на закуп оборудования, но есть этот минус который сказывается А-задолженность предпринимательской деятельности и Б-снижение уровня и качества оказываемых услуг медицинской помощи населения и мы сопоставим с дефицитом финансирования органа государственной власти, то будет прямая причинно - следственная связь между бездействием и жестко наступившими последствиями. Все понятно? На конце вектора ответственность высших должностных лиц.

Илья АКИШИН – министр по экономическому планированию

Не в качестве оппонирования, но просто некоторые факты приведу по бюджету Забайкальского края. У нас плановые доходы на 2021 год 85 млрд., а расходы 122,3. Соответственно разница между тем и что есть. – Я знаю, что у вас дыра в 30 млрд., что у нас 30% бюджетной обеспеченности, и знаю, что 2020 год вы окончили с профицитом в 2 млрд. – Да, это так. – Если это так, почему не погасили долги? – Я не готов отвечать. – Ну в таком же в телеграфном стиле ответ, почему не погасили доги. Этого бы уже хватило, чтобы этого разговора не состоялось.

Не нужно спорить с прокурором. Это редко доводит до добра, на заседании этого общественного советы была очерчена серьезная, многомиллиардная проблема, появившаяся всего за один год. Продолжение Общественного совета смотрите завтра в следующей части.

Юрий Житлухин, Евгений Погорелый. Заб.ТВ.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"