Догнать и перегнать: что не так с российской системой здравоохранения?

Владислав Дубровский / Новости, 18:05, 26 января 2021

Ежегодно в России умирает от рака порядка трёхсот тысяч человек. Из них существенную долю занимают дети. Поскольку предотвратить развитие рака у детей, как правило, невозможно, основным элементом наиболее выигрышной стратегии снижения бремени рака является быстрая и правильная диагностика с последующим действенным лечением. Но, к сожалению, именно с этим в России и возникают основные проблемы у детей и их родителей.

Ольга Чипизубова, общественный деятель

 «В тот момент, когда я обнаружила опухоль у ребёнка. Это был 2016 год ещё. Мы на протяжении трёх месяцев добивались того, чтобы нас обследовали или прооперировали, потому что врачи все говорили, что это гематома, хотя уже очевидно было, что это что-то не то. Любая гематома рассасывается на протяжении двух недель. У нас продолжался рост, причём очень интенсивный рост, и примерно через три месяца обманным путём я добилась операции. И обнаружила я опухоль у своего ребёнка в ноябре (2016 года – прим.). В итоге нас прооперировали 7 марта 2017 года. На протяжении этого времени мы постоянно ходили на УЗИ, и всё это проходило платно, потому что записаться в наши поликлиники на УЗИ – это практически нереально».

Получить своевременную помощь от системы здравоохранения выходит, мягко скажем, не всегда. Зачем далеко ходить? Возьмём историю Леры Васильевой, сюжет про которую вышел неделю назад на нашем телеканале. Читинские врачи исчерпали все возможности, чтобы помочь ребёнку, но этого оказалось недостаточно. Единственное, что могло спасти девочку – поездка в исследовательский центр им. Димы Рогачёва, очередь на места в котором исчисляется тысячами. Что не так с российской системой здравоохранения? С этим вопросом мы обратились к члену Правления Российского общества клинической онкологии Олегу Гладкову.

Владислав Дубровский, корреспондент

«С каждым годом количество заболевающих раком растёт. Развитие медицины в России существенно отстаёт от стран Европы и Америки, в связи с чем невольно появляется вопрос: а что с нами не так? Чем вызваны вышеупомянутые проблемы? На чьи плечи ложится вина?»

Олег Гладков, заслуженный врач РФ, член Правления Российского общества клинической онкологии

 «Решение проблем онкологии – это решение, наверное, проблем всего здравоохранения. Невозможно повысить уровень оказания медицинской помощи, онкологической только вкладывая деньги в эту специальность. Здесь деньги решают не всё ,нужно преобразовывать и саму структуру здравоохранения, которая немножечко, как Вы справедливо заметили, отстаёт от современных тенденций, которые мы видим в Европе, Америке и т.д. Может быть не везде есть конкуренция – это тоже не очень хорошо, потому что только конкуренция в здравоохранения может двигать прогресс вперёд. Если в крупных городах она есть: в Петербурге, в Москве, может быть в других городах миллионниках, то, если взять менее крупные области или регионы с небольшим количеством жителей. К сожалению, конкуренции там нет и, соответственно, прогресс немножко замедленный».

К сожалению, медицинскому сообществу приходится признавать, что проблеме онкологии уделяется не так много общественного внимания. При этом онкологическая заболеваемость растет, и растет весьма быстрыми темпами. Так, по данным некоммерческой организации RUSSCO, за 10 лет она увеличилась более чем на 20%. В странах, серьезно воспринимающих проблему и выделяющих на ее решение достаточно ресурсов, на фоне растущей заболеваемости, отмечается снижение смертности от злокачественных опухолей. Увы, при сопоставлении показателей заболеваемости и смертности, Россия находится гораздо ближе к бедным странам - Африке и Азии.

Ольга Чипизубова, общественный деятель

«Ежегодно в России более 30 тысяч детей заболевают раком, и 70 процентов детей не могут лечить в своих областных центрах. И нужна квалифицированная, более высокая помощь такого центра, как имени Дмитрия Рогачёва. Опять же это не вина врачей, опять же это вина властей, вина нашего государства. Один этот центр не может, он не резиновый, он не тянется. И много детей просто погибают из-за того, что они не могут дождаться просто места».

Надежда на то, что онкологи России в одиночку смогут решить проблему – утопична. Как показывает опыт более успешных на этом поприще стран – правительство, общество, бизнес, средства массовой информации – все должны быть вовлечены в этот процесс. Необходимо понимать, что ни положение, ни деньги, ни связи не смогут решить накопившиеся проблемы в один момент, когда диагноз «рак» превратится из абстрактной в личную беду.

Владислав Дубровский, Евгений Погорелый, ЗабТВ. 

 

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"