Харагун - пилотный проект. Анна Шангина об эмоциях на встрече

Тамара Ван-Фу-Ли / Новости, 20:41, 14 января 2021

Практически год Анна Шангина в должности. С самого начала её работы у редакции телеканала с министром сложные отношения. Как итог – ни одного комментария или интервью. Но инцидент в Харагуне и разлетевшиеся на сотни тысяч читателей и зрителей фразы стали поводом, наконец, поговорить. О грядущей оптимизации говорили давно. Но то, как она планировалась и как началась – разные истории.

Анна ШАНГИНА – министр здравоохранения Забайкальского края:

«Приведение структуры медорганизаций в соответствие с учётом особенностей региона и численностью населения – мы это делать будем. Но будем учитывать те условия, в которых проживают наши жители. Удалённые районы не могут остаться без медицинской помощи и там останутся ФАПы и участковые больницы и т.д. Но там, где возможно перевести участковые больницы во врачебные амбулатории – это будет проведено. Планомерно и аккуратно».

Оптимизировать участковую больницу в Харагуне решили летом 2019. Тогда же после возмущения жителей семи обслуживавшихся там населённых пунктов губернатор Александр Осипов пообещал взять ситуацию на контроль. После одной из встреч Минздрав заявил, что жители согласны на перевод больницы в амбулаторию – эти слова, проживающие в Харагуне, назвали неправдой и заявили, что такого согласия не давали. Анна Шангина 4 января повторно поехала в Харагун, где встретилась с людьми. Во время разговора Шангина сказала, что содержать больницу в Харагуне экономически невыгодно, сравнив это с открытием гипермаркета «Абсолют».

Анна ШАНГИНА – министр здравоохранения Забайкальского края:

«Конечно, максимально неудачное сравнение, но задавался ответ на вопрос, что крупный объект может быть работоспособен и жизнеспособен, если имеется то количество людей, которые будут продукты этого объекта потреблять. То есть, если это большой магазин, то и население должно быть большое. В медицине есть точно такой же условный момент, что численность населения определяет количество и уровень оказания медицинской помощи».

31 декабря министерство здравоохранения Забайкальского края закрыло круглосуточный стационар на 8 коек, заменив его дневным стационаром на 15 коек. Тяжелых нетранспортабельных больных принято решение оставлять на ночь ждать реанимобиль за 70 км от Хилокской ЦРБ.

Анна ШАНГИНА – министр здравоохранения Забайкальского края:

«Ровно на эти вопросы я отвечала тем, что ночью люди не останутся брошенными. Переформатировалась работа скорой помощи так, что там теперь не один специалист скорой помощи, а два. Если один на выезде, то второй всегда на базе скорой помощи. Дверь всегда открыта, никакой таблички «Я уехала на вызов» точно нет. Уже сейчас с 5-го января это происходит».

Куда теперь будут госпитализироваться харагунцы, если это будет необходимо?

«Те, кто приезжал на госпитализацию, они едут в Хилокскую ЦРБ. Мы оставляем только плановую помощь в этой больничке. Плановая помощь – это тоже стационарная помощь. Но есть такое понятие как стационар замещающей технологии. То есть когда круглые сутки человек может не находиться, он себя чувствует удовлетворительно, и прямых или косвенных признаков угрозы жизни нет».

Днём пациенты должны получать необходимое лечение, чтобы не «утяжеляться». В структуре доклада на встрече Анна Шангина говорила о 9 заболеваниях, от которых местные получали лечение. По её словам, многие из них не могут быть вылечены или даже диагностированы – нет оборудования.

Анна ШАНГИНА – министр здравоохранения Забайкальского края:

«Это пилотный проект. В нём мы запустим телемедицину. Её сейчас в крае нет, но хочется, чтобы она там была.  Интернет уже есть везде, и интернет в Харагуне будет за каждым рабочим местом. Мы туда доставили 14 единиц автоматизированных рабочих мест, то есть компьютеры, процессоры. Всё это устанавливаем. А когда там будет интернет, у каждого врача будет возможность зайти на телеконсультацию».

Как скоро там появится стабильная связь для телемедицины – отдельный вопрос. Тем не менее, рассматривалась не только укомплектованность оборудованием, но экономическая сторона получения медпомощи.

«Экономическая сторона всегда есть. Это известные вещи, я их просто повторю. Действительно, случай лечения для человека бесплатный, потому что у человека есть полис обязательного медицинского страхования. А больница за случай, который она ревизовала, то есть пролечила человека, она получает некую сумму денег из фонда ОМС. Если больница работает на всю катушку, но недополучает деньги, это потом существенно сказывается на том же самом качестве, потому что лекарства в нужном объёме потом можно не смочь купить».

На встрече также прозвучала фраза: «Минздрав давно не выделяет денег на лечение, нужно ориентироваться на профилактику. Чтобы купить лекарства, нужно на чём-то сэкономить». И экономия случилось – помещение, отданное в распоряжение муниципалитета и несколько штатных единиц.

Анна ШАНГИНА – министр здравоохранения Забайкальского края:

«Площади больницы и площади поликлиники вполне себе можно соединить в одно здание больничного комплекса, где может размещаться поликлиника в том числе, потому что площади позволяют. Больница отремонтированная и большая. Этот раздел экономии – достаточно явный. То есть обеспечивалось светом и теплом 2 здания, будет то же самое, только в одном здании. Момент штатного расписания. Действительно на круглосуточные койки заведены определённые штатные единицы. Произошли изменения. Работники пищеблока, уборщицы - по-моему, их там 6 человек. 2 уборщицы были трудоустроены в Хилокскую ЦРБ, медсёстры были трудоустроены в Хилокскую ЦРБ. То есть без работы у нас остались люди, которые уже были на пенсии. В центр занятости обратился только один работник пищеблока, который не пенсионного возраста. И выясняли, что у неё есть в принципе желание создать свою пекарню в Харагуне».

В феврале 2019-го уже был прецедент такой истории – круглосуточный стационар в Верх-Чите. 11 км до поселения «Шишкинское», 1,5 тысячи жителей. Письмо тогда ещё ВРИО губернатора Осипову. Результат – отмена закрытия круглосуточного стационара.

«Когда есть в принципе географические заборы, то есть ограничитель доступа к медицинской помощи, то сколько бы ни было маленькое население – участковые больницы не могут убраться».

11 км и 70 км, полторы тысячи жителей и четыре с половиной. В первом случае не закрыли, здесь же всё-таки да. Тогда министр был другой, губернатор тот же. Но какой-то конкретной ответственности не случилось, несмотря на невыполнение федерального приказа.

Анна ШАНГИНА – министр здравоохранения Забайкальского края:

«Здесь, понимаете, ответственность – это не какая-то внешняя кара. Дело ведь совершенно не в этом. Для чего такие нормативные документы приводятся? Если человеку нужно провести диагностику, и он поступает с какими-то серьёзными симптомами, но не доставляется никуда, а остаётся в участковой больнице – а там нет ни рентгена, ни флюорографа. УЗИ-аппарата, который диагностирует. Мы же с вами понимаем, что в участковых больницах, в которых всего этого нет врачи лечат то, какой диагноз уже известен и уточнён. Ведь не исключаются случаи, когда врач подумал, что это одно заболевание, а эффекта от лечения нет. А оказывается, что это другое заболевание. Человек думает. Что у него бронхит, а у него рак лёгкого. Ровно для этого заводятся такие регламенты и именно поэтому штрафуются такие случаи, когда нормативом требуется соблюсти необходимую диагностическую процедуру. Если стандарт не исполняется – штрафные санкции. Это зона ответственности врача, между прочим».

Зона ответственности главного врача и необоснованная госпитализация. По признакам кладут в стационар с ишемической болезнью сердца, гипертонией и прочими заболеваниями.

«А на четвёртом месте случается необструктивный бронхит, то есть простой бронхит. Когда я, вы, наши операторы просто закашляли. И вот кашляют, кашляют. То есть нам врач выписывает лекарства, мы их покупаем, пьём дома. А там эти люди лежали в стационаре. Этот диагноз не повод для госпитализации вообще. Наши дети так лечатся – дома. Простой бронхит, когда единственным симптомом является кашель. Всё, вот».

Не придя к согласию, обсуждая ситуацию 3 часа, министр закончила встречу фразой «Вы можете разговаривать хоть до утра, а мы поехали».

Анна ШАНГИНА – министр здравоохранения Забайкальского края:

«Ну эта фраза… у нас был регламент времени. Потому что мы понимали. Что у меня есть лимит времени, потому что ехать в ночь – история опасная. Все трассы-место не безопасное, тем более в тёмное время суток. Поэтому не хотелось ехать в ночь. Там понимаете, когда крики из зала были ещё в более грубой форме… Я понимаю, что мне нельзя было в принципе эмоционировать, но мы все люди, и я не робот. И если кому-то это показалось действительно чрезмерным, некорректным… Но это был регламент, который мы озвучивали, все правила озвучили вначале».

Что в сухом остатке? Пилотный проект «Харагун» реализован. С какими последствиями – покажет время. Это лишь начало большой федеральной оптимизации, за которую осознанно взялась министр. После интервью в адрес Анны Михайловны прозвучал ещё один вопрос – «Вы не думали об отставке?». Думала. При этом считает, что многих чиновников лишали должностей за более серьёзные отрицательные решения. По её мнению, пока оснований нет. На данный момент такое решение Анна Шангина принимать не собирается.

Тамара Ван-Фу-Ли, Евгений Погорелый, Иван Дементьев, ЗабТВ

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"