Красный Чикой: как прощелкать катастрофу (Часть 3)

Михаил Яроманс / Новости, 11:57, 6 января 2021

Красный Чикой – национальный парк, уникальная природа, заповедные флора и фауна. В какой-то момент над всем нависла угроза. Слив канализации, смердящая свалка. К этому добавилась и проблема добычи угля – останутся ли нетронутыми не только долина Чикоя, но и Байкал – смотрите далее в сюжете.

Тревожная новость – весной 2021 года будет начато строительство технологической дороги для перевозки угля, который будут добывать в долине Красного Чикоя. Новые разрезы, дорога – все нанесет серьезный урон экологии. Пока еще не начались акции протеста строительству, пока не подписаны договоры, местные жители обращают внимание на проблему.

Иван НИКОНОВ, глава сельского поселения «Красночикойское»:

«Если мы говорим о Зашуланском каменноугольном месторождении, это месторождение действует довольно таки приличное уже время. С данного месторождения уголь используется для наших котельных, в том числе, и для района данного месторождения более чем достаточно. Прямо более чем достаточно»

Георгий НЕГОДЯЕВ, депутат совета муниципального района «Красночикойский район»:

«Поэтому мы категорически против, чтобы добывали в этой зоне, потому что нет экологически чистого, безвредного для природы, в том числе, и для Байкала, метода или способа технологии по добыче, в том числе, и золота, не только угля».

Светлана МИТРОШИНА, депутат совета муниципального района «Красночикойский район»:

«Сейчас любого жителя спроси, где вы хотите жить? Вы хотите выходить и здесь видеть отвалы? По разработке угля? Либо вы хотите дышать свежим воздухом, вы готовы пить чистую воду, то есть на сегодняшний день почему-то Красночикойский район в целом рассчитывается как какой-то придаток, где золото, уголь, то есть полезные ископаемые какие то, лес. То есть о благосостоянии жителей это уже отошло на второй план. Такого не должно быть»

Александр СОСНОВ, депутат совета муниципального района «Красночикойский район»:

«Именно вот в этом месте проживает черный аист недалеко у него гнездо. Здесь проходят миграционные пути пролета гуся гуминика, потом здесь было зафиксирован на этом же месте краснокнижный вид зимняк, хищная птица, самое главное, что здесь же, так же останавливается на отдых дрофа очень мало такой птицы очень редкие случаи, но здесь это было все замечено и отмечено живет тот же самый дубровник, журавли, лебеди здесь у нас останавливаются, у нас на этом озере рядышком + замечена такая красивая утка мандаринка которая живет здесь, самое классное, что эта птица стала у нас гнездиться, замечено уже несколько случаев, которая живет в дуплах деревьев очень интересно. Мы много говорим о красоте Чикойского района, о наших богатствах, о нашем народе, о наших семейских и так далее. С появлением этой промзоны, я называю это просто промзона, мы утратим и наши корни, мы утратим все наше культурное наследие, наши памятники, утратим этих же птиц, утратим кедр. Это катастрофа экологическая, а самое главное, это все отразиться на Байкале, потому что река Чикой, именно под рекой Чикой находятся эти залежи угля и если будем добывать уголь – куда реку денем? Что будет с рекой? Это приток Селенги, рыбы у нас уже практически нет, рыба ушла из-за добычи золота, все нерестовые реки перекопаны. У нас даже в национальном парке работает три золотодобывающих артели где это видано? И все в Байкал, в Байкал, в Байкал»

В самой компании «Разрезуголь» нас уверили – без слушаний, проверок, экспертиз – ни о каких проектах не может быть речи. Но, к сожалению, слишком от многих промышленников, слишком многие села, которые потеряли природу своих окрестностей, слышали тоже самое. Так будет ли развитие добычи угля в долине Красного Чикоя?

Андрей ГУРУЛЕВ, заместитель председателя правительства Забайкальского края:

«Я думаю, что не будет – первое- это против Правительства во главе с губернатором, губернатор четко дал отрицательную оценку на этот вопрос, я подписал письмо еще на Дмитрия Николаевича Кобылкина, когда министр поменялся, подписали письмо. Представить проект на уже нового министра Александра Александровича Козлова, министра природных ресурсов России – там в чем смысл то, дело в том, что если разрабатывать все это, как положено, никакого вреда не будет, но там надо снести шесть сёл, то есть чтобы освоить этот уголь надо снести шесть наших населенных пунктов, причем мы понимаем, в Красном Чикое каждый друг другу дорог, нормальные совершенно пункты, то есть они там не загибающиеся, не умирающие, нормально живущие населенные пункты. Вся общественность Красного Чикоя во главе с главой района обратилась к губернатору Забайкальского края с тем, чтобы приостановить. Мы в принципе поддержали это полностью, отправив все документы в Москву, но я вам скажу второй момент – на данном этапе, когда цена на уголь упала – он просто не рентабелен, никто не будет за 2 млрд строить дорогу для БЕЛАЗов до Трансиба, для того чтобы уголь добывать, и по сути я думаю, что про эту тему можно ближайшие лет 15 не вспоминать»

Все же главное слово тут «приостановить», не «отказать», не «запретить». Вопрос, который пока без ответа – технологическая дорога и ее маршрут вблизи сёл. Чтобы отодвинуть дорогу от своих домов, жители Красного Чикоя готовы требовать Референдум по вопросам местного значения.

Вячеслав Бортницкий, Иван Дементьев. ЗабТВ.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"