Елена Ваенга и Стас Михайлов судятся с читинскими коммерсантами из-за контрафактных дисков

Новости, 20:07, 16 сентября 2016
Елена Ваенга и Стас Михайлов против читинских коммерсантов. За продажу дисков российских поп-исполнителей местные предприниматели получают многомиллионные штрафы. Суды встают на сторону правообладателей, за которыми, по догадкам юристов, на самом деле могут скрываться мошенники. Что это – неустойчивость авторского права или признаки авторской расправы?


Наталья Аршинская, корреспондент:

Песенный альбом Елены Ваенги, который всего пару лет назад можно было спокойно купить почти в любом музыкальном киоске, теперь найти на витрине – целая проблема. Да, молодежь полностью ушла в Интернет. Зато люди старшего поколения нет-нет, да спрашивают в магазинах компакт-диск этой певицы. А он, будучи под запретом, успевает опустошать кошельки забайкальских коммерсантов.


Четвертый арбитражный суд в 11-м номере «Электронного журнала» опубликовал заметку о читинском предпринимателе, которого наказали рублем за продажу пиратского диска Елены Ваенги. За 42 песни королевы шансона суд постановил взыскать 420 тысяч рублей. Истцом выступила организация «Квадро Паблишинг», которая называет себя обладателем исключительных авторских и смежных прав на ее песни. Однако, по мнению юристов, здесь есть подвох.


Сергей Дергачев, юрист юридического агентства:

Они произвели закупку дисков, теперь называют их контрафактными и выходят в суды с требованиями о взыскании компенсаций за нарушение авторских и смежных прав, которые якобы им принадлежат. В делах непосредственно правообладатели никоим образом себя не проявляют. Возможно, они получают отчисления, но по факту истцом и лицом, в чью пользу взыскивается компенсация, является конечный правообладатель – юридическое лицо, которое называет себя конечным правообладателем. Участвуют ли авторы в этой схеме – непонятно, неизвестно.


«Квадро Паблишинг» действует слаженно: представитель приобретает контрафактный диск музыкального исполнителя, регистрирует факт покупки чеком, все снимает на скрытую камеру. А затем запись предъявляется в суде. В результате – десятки судебных дел в отношении читинских коммерсантов. Кроме Ваенги, в списке истцов – Стас Михайлов, Виктор Дробыш, ООО «Маша и Медведь». Мы решили сами проверить, легко ли подставить предпринимателя.

Наталья Аршинская (корреспондент) и продавец дисков:

Здравствуйте, а у вас есть диск Елены Ваенги?
– Походу, закончился. Посмотрю сейчас…А, их нигде нету же.
– Почему?
– Нельзя их продавать, на четыре миллиона арест.


Неужели и правда нигде нет? Идем в еще один магазин. Что ж, а тут покупка могла бы пройти как по нотам.


Наталья Аршинская (корреспондент) и продавец дисков:

– Он лицензионный, да?–Да.
– В какую цену?
– 298 рублей. Ну, там хорошее качество звука.
– Онодин остался?
– Да.


Сергей Дергачев, юрист юридического агентства:

Заявляемое ими взыскание суммы компенсации достигают 2-х, 2,5 миллионов рублей за один MP-3 диск, что явно несоизмеримо со стоимостью этого диска в принципе. Это не выглядит как борьба с пиратством. Это выглядит как желание заработать на тех предпринимателях, которые не имеют возможности достоверно проверить легальность той продукции, которую они реализуют.


Елена Соловьева, представитель РАО в Забайкальском крае:

Вы знаете, они же сознательно идут на это. Они используют произведения, зная, что у них будет доход, и пытаясь всячески обойти закон.


По словам юриста, в России авторские и смежные права на музыкальные произведения никоим образом не регистрируются – не существует единого реестра. А значит, невозможно выяснить, кто же на самом деле является правообладателем.


Анастасия Матафонова, певица, уроженка Забайкальского края:

Конечно, каждому исполнителю молодому самое главное, чтобы его услышали. И, поверьте, если музыка будет лицензионная, она будет продаваться на Itunes, она будет депонирована в РАО – это вообще не показатель, что ее кто-то будет скачивать и кому-то она вообще будет нужна. Сами молодые исполнители хотят, чтобы появилась какая-то аудитория. Если нет аудитории – тебя слушать и скачивать никто не будет.


В открытых источниках крайне сложно найти информацию, кто является настоящим правообладателем. К примеру, на официальном сайте той же Елены Ваенги не написано, как должен выглядеть ее лицензионный диск. Продавцы рискуют, но в краевом УВМД не считают проблему масштабной.


Евгений Жеребцов, заместитель начальника пресс-службы УМВД России по Забайкальскому краю:

Тот, кто раньше приобретал пиратские диски в торговых точках, сейчас ищет данные программы в интернете. Просто-напросто стало невыгодно делать подделку и пытаться ее продать. Поэтому фактов таких очень мало. В этом году выявлено 8 фактов продажи контрафактных дисков.


Пока еще ни одни забайкальский коммерсант не заплатил многотысячный штраф. Тем не менее, вопрос авторского права – не пустой звук. Музыка, которая проигрывается в ресторанах, магазинах и культурных учреждениях тоже не всегда законная. Многие организации не платят отчисления в Российское авторское общество.


Елена Соловьева, представитель РАО в Забайкальском крае:

Сейчас все ссылаются на трудные времена, кризис, очень многие отстают от выплат, многие имеют задолженности, причем очень серьезные задолженности. Самый крупный пользователь – Забайкальский краевой драматический театр также является самым крупным задолжником.


Может быть, кризис, а, может быть, наглость станут объяснением для Театра национальных культур «Забайкальские узоры», который также не считает нужным блюсти авторские и смежные права. В последнем убеждена костюмер Елена Олейник, которая создавала одежду и декорации для ряда постановок Театра. Как выяснили юристы, руководство учреждения много лет использовало работы Олейник, чаще всего – бесплатно и не ставя ее в известность.


Илья Кунинец, юрист:

Недовольна одна сторона из-за действий нарушителя, который вот так вот втихую себя повел. Хотя, казалось бы, довольно солидное учреждение при Минкультуры. Учитывая размер, учитывая прибыль от спектаклей, учитывая продолжительность (я так понимаю, может, даже больше 10 лет идет нарушение – у нее там около 25 коллекций и очень много костюмов), больше нескольких миллионов рублей, больше пяти точно. А учитывая размеры, это и на уголовную ответственность для должностных лиц может хватить, или как минимум на административную.


Елена Олейник собирает вернуть положенные ей компенсации через суд. Пока, по неофициальным данным, руководство Театра не идет на контакт.


Наталья Аршинская, Валерий Широков, Павел Шиповалов, Дмитрий Козлов.


В сюжете использованы следующие музыкальные композиции:

Елена Ваенга - Курю
Елена Ваенга - Желаю
Стас Михайлов - Без тебя
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"