Японская разведка работала в Чите в годы войны под прикрытием Сталина

Программы, 17:20, 22 апреля 2015

Всю Великую Отечественную, в Чите на Бабушкина, 72 обитали японские шпионы. Особняк, построенный в 1911,  играл большую роль в хитросплетениях международной политики. К 1943 году в консульстве было восемь чиновников-японцев, шесть членов их семей и четверо слуг китайцев. Все они, кроме детей, занимались разведкой. Отсюда по радио шли донечения в разведотдел Квантунской армии в Чанчуне.

Алексей Соловьев, подполковник ФСБ в отставке, краевед: 

"Наша разведка хорошо знала, что японская разведка и контрразведка сотрудничает с германской. Дело в том, что в 1943 году начальник разведывательной службы в Харбине Янагита получил орден по приказу Гитлера за сотрудничество с Германией". 

Закрыть консульство и рассекретить шпионов было нельзя, тогда российские представительства закрыли бы и в Манчжурии. Забайкалье  потеряло бы связь  со своими гражданами за границей. Кроме того и на территории Манчжоу-Го работала советская разведка. Ориентировались на указание Сталина не давать повода для провокаций. Особенно когда фашистские войска стояли под Москвой и Сталинградом. Чтобы не провоцировать нападение Японии. Поэтому японские разведчики, официально – дипломаты, чувствовали себя  в Чите вольготно.

Алексей Соловьев, подполковник ФСБ в отставке, краевед: 

"После того как 13 апреля 1940 года был заключен договор о нейтралитете между Советским Союзом и Японией, им дали свободу. Они могли ездить купаться на Кенон, посещать бани, рынки, рестораны, кино. То есть они свободно находились здесь, ну конечно под контролем наших товарищей. …Приехал в 1942 году водитель Зунзиро Акато. А оказалось, что он капитан китайской разведки. Естественно как водитель он должен был поставить машину и сидеть в ней. А он ходил, выпрашивал. Знал русский язык".

Ирина Трофимова:

"В декабре 1941 сотрудники Читинского управления госбезопасности заметили прохожего, который перекинул записку через забор японского консульства.  Это был некто Бимтаров, японский разведчик, который перешел границу в районе Борзи . Там попытался завербовать местного жителя, но надо сказать, что тот отказался работать на вражескую разведку".

Борьба советских и японских разведчиков шла с переменным успехом на протяжении двенадцати лет. Были переданы тысячи донесений, однако японской разведке не удалось узнать численность наших войск, подготовленных для освобождения китайского народа и определить сроки выступления против милитаристской Японии в 1945.

Ирина Трофимова, Анна Кулигина

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"