Добровольцы о молчании сирот: «Проверяющие тети и дяди уедут, а детям в интернате жить»

Новости, 18:40, 17 декабря 2015

Настоящий разбор полетов устроили члены президентского совета на сегодняшнем совещании в администрации края. Досталось всем: и чиновникам министерства соцзащиты, в ведении которых находится скандально известный детский дом номер 1, и сотрудникам полиции, которые не реагировали на тревожные сигналы из учреждения, и бывшему детскому омбудсмену. Он тоже закрывал глаза на факты насилия над сиротами.


Зал заседаний краевой администрации давно не слышал столько критики. Члены президентского совета, которые работают в Забайкалье уже третий день, провели сегодня итоговое совещание. Обсуждали с десяток разных тем, но в центре внимания по-прежнему стоял вопрос о том, как случилось, что сироты в читинском детском доме № 1 долгое время находились под прессингом воспитателей, почему эта история так поздно получила огласку и, главное, что теперь делать. По словам Яны Лантратовой, руководителя Союза добровольцев России, вопиющие случаи насилия над сиротами происходят не только в Забайкалье. Но именно здесь, об ужасных фактах знал сам детский уполномоченный и не принял никаких мер.


Яна Лантратова, членпрезидентского совета по правам человека, председатель координационного совета «Союза добровольцев России»:


«Когда впервые возникла информация о нарушении прав ребенка в учреждении, то первым волонтеры обратились к уполномоченному по правам ребенка Забайкальского края. Наши активисты ходили к нему на прием, он их слушал, и после этого, к сожалению, он спустил эту информацию в детский интернат, после чего была линейка, и дальше специалисты следственного комитета знают, что было, и какое давление было оказано по нашей информации на детей».


Как прозвучало на совещании, это обстоятельство удивило не только волонтеров. Представитель следственного комитета страны Владимир Голубь тоже заверил: в адрес губернатора края уже направлен документ, в котором отдельно оговорены действия, а, вернее, бездействие омбудсмена Шадапова. Сотрудник следкома указал и на недоработки инспекторов ПДН. По его словам, ранее полицейские уже приезжали в детский дом по жалобе ребятишек. Но вместо того, чтобы выяснять, что же там на самом деле случилось, начли опрашивать детей прямо при воспитателях.


Яна Лантратова, членпрезидентского совета по правам человека, председатель координационного совета «Союза добровольцев России»:


«Дети на официальных проверках ну никогда не скажут, с чем они сталкиваются. Потому что дяди и тети уедут, а им в этом интернате жить. И будь то очень хорошие и искренние сотрудники и специалисты, эксперты, которые ездят, ну не скажут им дети».


И все-таки факты выявляются. Буквально на днях, сказала Лантратова, ей поступила информация еще о двух новых случаях нарушений прав ребенка в интернате Забайкалья. Данные она уже передала следователям и заявила, что уверена: виновные понесут наказания. Другое дело – дальнейшая судьба ребятишек, ставших жертвами казенной системы. Кто будет заниматься их реабилитацией и как скажутся детские травмы на их дальнейшей судьбе.

По итогам работы в Забайкалье члены совета разработали целый ряд рекомендаций для профильных ведомств. Всю информацию о нарушениях они уже в ближайшее время обещали передать в федеральный центр. И речь пойдет не только о насилии в отношении сирот, но и о задержке стипендий сиротам, о катастрофической нехватке в крае подгузников и инвалидных колясок для детей. Том самом повсеместном дефиците, который поразил даже прошедшую Донбас Елизвету Глинка, знаменитую доктора Лизу.


Елизавета Глинка, врач, членпрезидентского совета по правам человека:


«У нас если сто деток, которые ходят под себя, у нас здесь, Забайкальском крае, 8 детей получают, 92 – нет. Денег нет, желания здесь нет, ничего здесь нет. Как Михаил Александрович сказал, все здесь очень непросто».


Мария Машанова, Николай Шунков

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"