Всё очень плохо и будет еще хуже: Экономические итоги года по версии ЗабТВ

Новости, 16:48, 14 января 2016

Все очень плохо и будет еще хуже. Несмотря на заверения президента о том, что пик кризиса позади, экономисты уверяют – все только начинается. Нефть бьет все рекорды падения, а вслед за ней и рубль, цены растут, как на дрожжах, банки закрываются, а санкции и антисанкции не только не закончились, но и вышли на новый уровень.

Прошедший год экономисты без оговорок называют провальным. Бюджет в дефиците, регионы в долгах, нефть и рубль – в минусе.

Евгений Касьянов, экономист:

«Самое главное – нет тенденций, которые говорили бы, что мы из этого кризиса выйдем. То, что кризис будет продолжаться в 2016 году – это совершенно определенно».

Есть и оптимисты. Президент Путин, уверенный, что пик кризиса позади и глава Газпром-нефти Дюков, верящий в стодолларовый баррель. Но пессимистов все же больше. Среди них, кстати, и замминистра финансов Забайкалья Светлана Чикичева.

Светлана Чикичева, замминистра финансов Забайкалья:

«По моим ощущениям, пик кризиса у нас в Забайкальском крае будет весь 2016 год. В 2015 году мы вырулили. Мы предприняли все меры, чтобы закрыть хотя бы заработную плату декабря. В прошлом году у нас на 9 месяцев хотя бы планировали, сейчас на 8».

В начале 2015 года Центробанк поднял ставку, нефть выстрелила вверх, и даже начало казаться, что кризис подходит к концу. На самом деле, он только начинался. К моменту выхода сюжета доллар стоит почти 77 рублей, а баррель – около 30 долларов – гораздо меньше, чем планировалось в федеральном бюджете.

Пожалуй, не нужно объяснять, что это значит – кроме нефти, газа и оружия покупать у нас почти нечего. Вместо того, чтобы развивать свое производство, мы занимаемся борьбой с чужим: ужесточили санкции, а запрещенные продукты даже стали давить тракторами на глазах у нищего населения. Непонятно, полезно ли это для российского бизнеса, для россиян, говорят экономисты, не полезно точно.

Евгений Касьянов, экономист:

«Это приведет к тому, что по европейской части произойдет резкое сокращение поставок, а это неизбежно приведет к росту цен. С определенным опозданием – в 3-4 месяца. Но это будет».

По словам Касьянова, Забайкалью придется, пожалуй, тяжелее, чем всей России. Мы ничего не производим, наши урожаи уничтожили пожары и засуха, а проблемы наших бизнесменов кочуют из года в год не решенными: недостаток кадров, дорогая энергия, а в добавок новый закон о кадастровой стоимости. Вместо помощи, власти края устраивают бесконечные заседания.

Владимир Алексеев, председатель комиссии по экономическому развитию ОП Забайкальского края:

«Идей много. К сожалению, они все изложены только на бумаге и позиционируются около 10 лет. Но, к сожалению, нет поддержки. В первую очередь, поддержки со стороны государства. Мы много говорим о системе государственно-частного партнерства. К сожалению, я таких проектов на сегодня не знаю».

Так что, надеяться на лучшее не приходится. Это видно и по бюджету Забайкальского края на 2016 год. Дефицит в 223 миллиона, госдолг, примерно равный доходам края, сумма на зарплаты, которой хватит только на первые восемь месяцев.

Андрей Кефер, министр финансов Забайкалського края:

«На наш взгляд и исходя из прогнозов социально-экономического развития в части наполняемости бюджета собственными доходами, 2016 год будет сложнее, чем предыдущий. Правительство края будет проводить более жесткую бюджетную политику во избежание неисполнения принятых на себя обязательств».

Но это не значит, что не надо развивать бизнес и туризм, помогать сельскому хозяйству и промышленности. Край, наконец-то должен научиться обеспечивать себя самостоятельно, иначе где нам взять деньги на 2017-й, если и на 2016-й год найти не можем.

Никита Гребенников

Максим Лобачев

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"