Какая участь ожидает музей Декабристов?

Екатерина Луговых / Новости, 18:27, 26 мая 2020
Подлинный идеал женщины - спутница, готовая оставить все блага и пуститься вслед за тем единственным, не боясь невзгод, тягот, боли. Такими и были жёны декабристов, чей подвиг заставляет застывать в жилах кровь и сегодня. Пожалуй, самым значимым событием мучительной каторги для ссыльных на Благодатском руднике стал приезд их возлюбленных. Первой такой далёкий и неизвестный путь проделала Екатерина Трубецкая. В письмах своим близким женщина будет писать: «Вот уже два месяца как я убедилась, что не могу жить без мужа. Что разделить его страдания - это единственное, что может поддержать меня.» Но до посланий домой - ещё тысячи помыслов и с усилием давшееся решение - еду!!!

« - Ознакомьтесь. Прочтите хотя бы, что от Вас требуется. - Разве Вы не знаете, что мне всё-равно? - Ошибаетесь. Ох, ошибаетесь, княгиня.»

«Жена, следуя за своим мужем, сделается, естественно, причастной его судьбе.» - именно так гласил один из пунктов документа, который обязаны были подписать жёны декабристов перед отбытием. Но что значило это условие по аналогии с иными лишениями? Позади - семья, а дети больше не узнают родительской ласки. Малыши же, зачатые в неволе, могут не надеяться на высокий статус в обществе. Но даже это не остановило верных спутниц. Несколько лет жизни в захудалых домишках, нечастые свидания с мужьями, под наблюдением офицеров, и «язык цветов» - с его помощью ссыльные общались со своими супругами, оставляя на земле едва давшие цвет бутоны - всё это лишь закалило волю. Жить помогали и молитвы - их слова стены Михайло - Архангельской церкви хранят в себе и сейчас.

Любовь НОСОВА, младший научный сотрудник:

«В данном здании состоялись памятные для декабристов моменты. Это венчание Ивана Анненкова и француженки Полины Гебль, после на поселении здесь состоялось венчание другого декабриста Дмитрия Завалишина и уже местной девушки Аполлинарии Смоляниновой. Она была дочерью управляющего Читинской волости. Так же на территории церкви были похоронены жена декабриста Завалишина и дочь семьи Волконских -маленькая Софья».

Молитвенный дом, возведённый за полвека до появления декабристов, стал чуть ли не единственным утешением для ссыльных. В невыносимых условиях спасала лишь вера - ежедневно к стенАм святыни стекались толпы людей и всё для того, чтобы попросить о самом заветном и, успокоившись, продолжить нести тяготы наказаний. Годы шли, и поселения, пугающие своей казематной славой, менялись на глазах. Неизменным оставался лишь Михайло-Архангельский храм. В Чите появлялись новые здания, а вместе с ними и места для молитвы. Но приход не оставался забытым, а в день визита цесаревича Николая, колокольня храма заливалась величественным звоном, в честь будущего правителя.

Годы русско-японской войны стали тяжёлыми для забайкальской земли. Улицы, залитые кровью и слезами, топот тяжёлых сапог и опять они - вера вкупе с молитвой. И чудо - в госпиталях излечивались, даже от самых тяжёлых болезней. Удивительные методики лечения - плод усиленного труда Валентина Войно-Ясенецкого, впоследствии святителя Луки - гениального доктора и богослова. В стенах больницы будущий святой и познакомился со своей единственной любовью - Анной Ланской. И возлюбленные обвенчались - под сводом Михайло-Архангельской церкви.

«Она покорила меня не столько своей красотой, сколько исключительной добротой и кротостью. Два врача просили ее руки, но она дала обет девства. Выйдя за меня замуж, она нарушила этот обет. За это Господь наказал ее невыносимой, патологической ревностью…»

С появлением советской власти, начались гонения на исповедание - священнослужителей убивали, уничтожали молитвенные дома . Михайло-Архангельскому приходу удалось выстоять - долгие годы здание находилось в запустении, пока в нём не поселили людей.

Общежитие просуществовало недолго - буквально в двух шагах от церкви, для жителей был возведён двухэтажный дом. В стенах многовекового здания же появился музей, существующий и по сей день. Только вот дискуссии, связанные с памятником деревянного зодчества всё никак не могут утихнуть. Представители Русской Православной Церкви убеждены - здание обязано находиться в их ведении, учёные же не готовы сдаваться и из последних сил защищают музейные экспонаты. И, кажется, что конфликт - позади, музей и дальше принимает посетителей, а в Читинской епархии будто и вовсе забыли о недавних столкновениях. Но забыли ли?


Ника Новак, Николай Шунков, ЗабТВ
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"