Год семьи. Забайкальские власти, готовы?
Москва. Торжественная церемония старта Года семьи. На главной уличной сцене выставки "Россия" в рамках Всероссийского семейного форума «Родные — Любимые» торжественно зажгли семейный очаг «Сердце России». Огонь для его зажжения привезли на выставку из Муромского Свято-Троицкого женского монастыря, где находятся мощи святых Петра и Февронии – покровителей семьи и брака. Первым принял огонь Дворец бракосочетания на ВДНХ, после в специальных лампадах его отправили во все регионы страны и федеральные округа. В Забайкальский край лампаду доставили счастливые молодожены, которые поженились на полях выставки России еще в ноябре. Супруги гордятся тем, что привезли в край огонь домашнего уюта в надежде, что счастливых и крепких семей в Забайкалье станет больше. В аэропорту их встречает руководитель администрации Читы Инна Щеглова – благодарит за столь ценный подарок для всех, кто решит скрепить свои отношения узами брака.
«Туда, туда, туда. Здравствуйте дорогие мои, мы вас приветствуем, люди, которые привезли в Забайкальский край очаг, «Сердце России», этот очаг будет размещен в Центральном ЗАГСе Читы мы благодарим вас и все наши пары, которые будут заключать брак, будут зажигать свой очаг от этой семейной лучины, которая даст старт году семейной жизни и году семьи в Забайкальском крае. Поздравляю вас, спасибо вам большое»
К слову, огонь, который они везли, горел даже в воздухе. Для пассажиров, которые везут на свою малую родину частицу теплоты семейного очага авиакомпания, сделала исключение. Во время торжественной встречи веселую и дружескую атмосферу в аэропорту создали артисты театра песни и танца «Забайкалье». Молодых встретили, как и полагается.
«Со слов верила, верила, верю до никогда не поверю, что ты разлюбишь меня»
Итак, главный символ семьи в Чите и это, безусловно, событие радостное. Но есть и другая сторона медали. Пригласить творческий коллектив, принять семейный огонь, и просто поблагодарить тех, кто его бережно довез, абсолютно не значит, что в Забайкалье создаются достойные условия жизни для молодых семей. В Правительстве Забайкальского края не до этого. Здесь происходит полнейшая кадровая неразбериха. Заметно сразу - в шахматы глава региона Александр Осипов однозначно играть не умеет - на ключевые посты расставляет приезжих, одним словом, чужаков, которые со словами «пожили, и хватит» с лучами забайкальского рассвета пакуют чемоданы. Должность сити-менеджера Читы занимает Инна Щеглова. По факту это городской завхоз, работа мужская - пыльная и грязная. Воображается ли, что Щеглова с маникюром полезет в те же канализационные колодцы, твердое нет. Более того, руководить она не умеет, в администрации признаются – она еще только учится, вот только это обучение слишком дорого обходится всем, причем в прямом смысле слова. В плюсе разве что только авиалинии, которыми так часто пользуется чиновница за казенный счет. В этой тесной однушке ютится молодая семья Гурулевых. Глава семейства – военнослужащий. В четыре года оказался в детском доме. В очереди на жилье Илья стоит с 2007 года, в 21-ом о своем праве получить заветные квадраты заявил в суде. А в 24 году очередная хозяйка арендованной квартиры просит съехать. Как говорится, имеет право. Супруги готовы были взять ипотеку, однако у них нет первоначального взноса, зато есть ребенок, которого нужно кормить и обеспечить крышу над головой.
Анна ГУРУЛЕВА, супруга: «То есть, чтобы под маленький процент взять под молодую семью, там миллион шестьсот почти нужно вложить, а потом еще и за квартиру платить, восемь или сколько миллионов, все равно в месяц будет выходить 70 или 30, у нас не получается так. Либо под строительство, а как и снимать и еще ждать нашу квартиру, пока она построится и мы же должны будем ипотеку платить, а вдруг построится в 27 году либо в этом, только летом, а потом заедем в черновую квартиру, нужен ремонт и опять платить большие деньги и за коммуналку, ипотеку»
Недвижимость в Чите - роскошь. Если раньше мечтали о квартирах в Москве или Питере, то теперь приобрести ее там даже реальнее, чем в Чите. Абсурд, не иначе. Позволить себе даже однушку теперь может далеко не каждый. На сайтах по приобретению недвижимости цены начинаются от трех-четырех миллионов рублей. С одной стороны дальневосточная ипотека дает рост строящегося жилья в Чите, а с другой провоцирует бешеную инфляцию и квартиру с помощью дешёвой ипотеки брать все равно приходится за великие миллионы. Ну, а дальше семьи встречает старая и не добрая - долговая кабала. Те же, кто не попадает под условия ипотеки, тоже берут многомиллионный кредит. Вот только не для того, чтобы купить полуразбитую двушку или трёшку на окраине города – жилье за такие бешеные деньги забайкальцы все чаще приобретают уже в других регионах. Люди мигрируют и это факт. Во-первых, по данным Росстата, численность забайкальцев за год уменьшилась на 7,8 тысячи человек и составила 984 тысячи, что является историческим минимумом, во-вторых, в крае наблюдается миграционная убыль. В прошлом году из региона уехали чуть больше 16 тысяч человек. Для сравнения - в 22 году в Забайкалье проживало 1 миллион 20 тысяч 520 человек, а в 23 - 992 тысячи 202 человека. Жизнь в Чите дорогая, касается всего. Ноябрь прошлого года. 15-летний Егор Колесников плаванием занимается с 7 лет. Выполнил и подтвердил первый спортивный разряд сразу на двух дистанциях. Казалось бы, пловец один из лучших и вместе с товарищами должен был полететь в Южно-Сахалинск. Однако на соревнования юноша не полетел – не было денег.
Евгения КОЛЕСНИКОВА, мама Егора Колесникова: «Гордость за то, что…делается все, чтобы ездил, чтобы были успехи, достижения и я понимаю, если не вкладывать в детей у него не будет того, что он имеет и в душе и в развитии. Если бы Егор сказал, что он едет, я сделала все, чтобы он поехал, но понимает, что это сразу нужно выложить приличную сумму, был разговор около 40 тысяч, на самом деле подсчитано мною в районе 50 тысяч и как раз собрали в Екатеринбург на соревнования и здесь же нужно было оплачивать билеты в районе 20 тысяч. Он сказал, что здесь и сейчас деньги невозможно взять, значит, я не хочу ехать»
Почти все выездные соревнования – забота родителей, такова реальность. Президент Федерации плавания в регионе Александр Старицын постоянно обращается в суд, чтобы компенсировать расходы родителям. А ведь большая часть забайкальцев, простые люди со средним, а чаще всего низким уровнем дохода.
Татьяна ТЕРЯЕВА: «Да, да, все хорошо зарабатывают, в Москву ездил губернатор Осипов и он отчитался, что у нас в Забайкалье получают зарплаты по 50 тысяч рублей. Хотя у нас такой зарплаты ни у кого нет, и все прекрасно знают»
Наталья ШВАНОВА: « У вас сколько зарплата? – 25. Где работаете? – В психиатрической на Кандинского. Кем? –Санитарка»
Ольга ФУНТУСОВА: «Я домохозяйка, а муж работает, у него официальная зарплата 22 тысячи, у нас четверо детей»
Однако, низкие зарплаты не главная тема у жителей поселка Наклонный. Вместо обещанных пяти автобусов, на линию выходят всего два. И мама этого малыша на встречу с нашей съемочной группы пришла пешком, чтобы просто сказать, о том, как тяжело жить без общественного транспорта. С 35 и 135 маршрутами тоже проблемы – они вовсе перестали ходить. Как итог - идти по морозу до того же Смоленского кольца, вынуждены и взрослые и дети, чтобы уехать хотя бы на 136, а тем же девочкам ходить через безлюдное поле страшно, о чем они так и говорят.
Даша РУЗМАНОВА: «Да, очень страшно, я один раз шла одна, и там был пьяный мужчина, я проходила мимо и разговаривала, всегда боюсь и разговариваю либо с мамой, либо с бабушкой, когда иду»
Конец января, а Инна Щеглова только обещает подумать, как наладить взаимодействие.
«Отдельно встречались с Читинским районом, есть у них подрядчики, которые бы хотели зайти, им нужен транспорт дополнительный, будем думать, каким образом помочь Читинскому району, у них есть люди, а у нас машины»
В это время чиновники, умеющие красиво говорить, признаются Забайкалью в любви, придумывая громкие лозунги, а реально помочь семьям с детьми, даже элементарно обеспечить транспортом или расчистить от наледи дороги - целая проблема, за решением которой забайкальцы все чаще идут к региональным журналистам. И последнее. В прошлом году свои браки зарегистрировали чуть больше семи с половиной тысяч забайкальцев, а расторгли в том же 23-м почти шесть тысяч триста человек. И пусть у местных чиновников будет хоть по несколько горящих факелов в руках, пока нет осознания и желания менять жизнь своих земляков к лучшему, им это однозначно не поможет.
Анжелика Панибрашина, Павел Шухляев «ЗабТВ»