Шахты в Вершино-Дарасунском могут затопить
Шахты в посёлке Вершино-Дарасунском стали известны во всей России после пожара, в котором погибли 25 горняков. В 2006 году вспыхнула шахта «Центральная». Тогда выработки принадлежали компании «Русдрагмет». Затем компенсации, обещания и похороны, на посёлок опустился траур. Всего под землёй были 64 человека, 39 из них удалось спасти. Жители до сих пор вспоминают ту трагедию.
Татьяна ЕФИМОВА – жительница посёлка Вершино-Дарасунский
Мой муж работал на шахте много лет, он горняк. Он, как увидел, говорит: «Господи, это что Центральная горит». Это Центральная и горела, дым стоял. Люди там работали, смена работала, люди погибли. Потому что не вдруг, можно было выйти, но паника там началась.
После, работа под землёй не прекратилась, горняки продолжали спускаться и добывать золото. У них начались проблемы с зарплатой, рабочие вышли на забастовку. 81 человек отказался выходить на поверхность, позже этот вопрос разрешился, оплату подняли.
Новые протесты начались здесь в 2022 году, тогда компания-собственник объявила о консервации всех шахт. Работников сократили, а шахты решили затопить. Люди несколько раз пытались устроить голодовку, достучаться до собственника и писали заявления в природоохранную прокуратуру. Не вышло, шахты будут законсервированы и точка. Жители по этому поводу продолжают негодовать.
Татьяна СТЕПАНОВА – жительница посёлка Вершино-Дарасунский
Сказали топят и топить будут, на жителей вообще наплевать на всех. Рабочие места не дают. Как Осипов говорит: «Ну, езжайте в другие регионы». Это губернатор Забайкальского края говорит, со своего края люди пусть уезжают куда-то, устраиваются на работу, а он, значит, посидит на этом месте. Так работайте люди, пожалуйста. Вам дали власть, вы и работайте, и дайте нам рабочие места.
Проекту консервации быть, компания-собственник прислала в редакцию письменный ответ о ситуации в посёлке. По их словам, работа людям предложена была, они, якобы, сами от неё отказались. Есть те, кто переучился и сейчас живёт и работает в Вершино-Дарасуснком, но таких – единицы.
Среди местных жителей 73% отказались рассматривать варианты перевода и получили выходное пособие, согласно законодательству. 27% из числа жителей, попавших под сокращение, приняли наше предложение по переходу на другие вакансии. Например, подземные горные мастера перешли горными мастерами на карьер, машинист компрессорных установок стал пробоотборщиком в отделе технического контроля и так далее.
Жители посёлка, в свою очередь, говорят обратное. Депутат районного совета заявляет, что граждан из этого посёлка на работу рудник не берёт. Причиной тому – неудобство людей, у вершино-дарасунцев менталитет своеобразный, они молчать не привыкли и уверенно отстаивают свои интересы.
Юрий ПЕРШИКОВ – депутат районного совета
Рудник наших местных граждан к себе на работу не берёт. Переобучение: они рассказывали тут в «Кристалле», что мы будем переобучать, будем предоставлять места, ну болтовня и враньё. Значит, им предлагают работы на вахты этой же корпорации по другим регионам, где уже тоже идёт полный отказ.
По вопросам работы для сокращённых сотрудников была создана рабочая группа, председателем которой стал вице-премьер правительства региона Алексей Сергейкин. Прошло несколько совещаний, и, по словам главы посёлка, проблема начала решаться. Однако, это один из немногих случаев, где чиновник на стороне жителей.
Александр ОКЛАДНИКОВ – глава посёлка Вершино-Дарасунский
Консервация всё-таки будет, но мы в надежде, потому что рудник рассказал о дальнейших своих планах. Это всё пока на словах, никаких начинаний пока нет. В планах всё-таки подземная добыча, дальнейшей отработке Дарасунского золотого месторождения. Подземная разработка полезных ископаемых, а именно золота, добыча будет. В данный момент у нас действует карьер Талатуй, Талатуйское месторождение развивается.
Глава заверил, что специальная группа попробует найти рабочие места. Но сейчас, как итог - затопление будет, шахты забетонированы. Так сегодня выживает посёлок Вершино-Дарасунский. Люди уезжают. Бороться с крупной золотодобывающей компанией бесполезно, они собственники и имеют право делать с шахтами всё, что не противоречит закону. Те, кто остался, верят обещаниям властей, потому что ничего другого не остаётся.
Анастасия Раевская, Матвей Носаев, ЗабТВ