Получится ли пережить отопительный сезон в Забайкалье?
«Нет такого преступления, на который не пойдет капитал ради 300 процентов прибыли». Вот вся суть коммунальной политики правительства Забайкальского края. Запомним крепко эту цитату, вскоре к ней вернемся. Мы уже рассказывали о катастрофической ситуации с отоплением в Борзе. Там три котельных, которые едва дышат, «нагоняя» едва ощутимые десять-двенадцать градусов, а ресурсоснабжающая организация ЗабТЭК стала заложником ситуации. Мерзнут города и села из-за того, что в регионе не ремонтируются котельные и трубопроводы, не закупается уголь в нужных количествах, а жители, в свою очередь, отказываются оплачивать недобросовестно оказанные коммунальные услуги. Страшно? Но, это еще цветочки.
Андрей СТУКОВ заместитель начальника Борзинского пожарно-спасательного гарнизона
Говорят вы недавно ездили раздавали тепловые пушки, так по Кирова? – Было такое. – Часто бывает ситуации нештатные такие с отоплением? – Ну, в эту зиму да, часто.
Кому действительно страшно, так это сотрудникам МЧС. Они, как никто понимают всю катастрофичность ситуации. Если встанут последние котлы, то никакие тепловые пушки не спасут. Но почему так? Почему система, работавшая десятилетия, вдруг дала сбой и теперь каждую зиму люди ощущают себя на грани пропасти? Министерство ЖКХ утверждает - изношенность оборудования котельных в Забайкалье более 70 процентов. Каждый адекватный человек понимает, что в крае, где пять месяцев зима, любая остановка подачи тепла грозит, без преувеличения, человеческими жертвами и многомиллионными убытками. ЗабТЭК утверждает, что у них денег нет, забайкальцы крайне неаккуратно оплачивают коммунальные услуги, а краевое правительство «тормозит» с выплатой выпадающих доходов. Так, в этом году, та же Борзя, из запланированных семидесяти миллионов на ремонт котлового оборудования получит только пять. Подобная ситуация практически во всех населенных пунктах региона, включая Читу. Если нам удастся без ЧП пережить эту зиму, то следующая может стать катастрофой. За два с половиной месяца в крае уже произошло 172 аварии. За аналогичный период прошлого года происшествий было зарегистрировано на полсотни меньше. Причина - сокращение финансовых вливаний в подготовку к отопительному периоду из краевого бюджета. Для сравнения: в 2021 году система ЖКХ на эти цели получила 606 с половиной миллионов рублей, в этом - 234.
Алексей ГОЛОВИНКИН и.о. министра ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края:
Все районы работают как настоящие профессионалы. Понятно, что из-за износа коммуникаций и оборудования, есть проблемы. Но все они устраняются в максимально короткие сроки. На всех котельных, в любом случае, в рамках подготовки проводились ремонтные работы.
Правительство края вдруг стало крайне неохотно расставаться с деньгами, но бесплатно ничего не делается. Освежающей новостью для населения стало сообщение о повышении тарифов с первого декабря.
Елена МОРОЗОВА руководитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
Тем же постановлением Правительство предлагает нам минимальное и максимальное значение изменения этого тарифа. Минимальное - 8,9%, максимальное - 9%. Пользуясь своим правом, регион, безусловно, выбирает минимальное значение. И с 1 декабря 2022 года тариф на передачу электрической энергии увеличится на 8,9%. Вторым основным компонентом тарифа на электрическую энергию является ее покупка на оптовом рынке. По прогнозам правительства России, она увеличится на 18%.
Решит ли повышение тарифов вопрос с ремонтами системы отопления и водоснабжения? Совсем нет. У нас инфляция выше, чем разрешенный потолок цен. И здесь на первый план выходит идея альткотельных, старательно продвигаемая командой Осипова, которая позволяет с одной стороны зафиксировать тариф на более продолжительный срок, с другой - повысить эффективность производства теплоэнергии и объемы инвестиций. Предполагается, что рассчитанный по новой схеме тариф будет включать не только текущие затраты теплогенерирующих компаний, но и расходы на строительство новых объектов и модернизацию существующих сетей. Иными словами, вся суть в том, что концессионер вкладывает собственные средства в ремонт и модернизацию теплосетей, а возвращает вложенные капиталы, с учетом прибыли, путем повышения тарифов. Но прежде чем мы разберемся в этом вопросе, насладитесь крайне эмоциональном выступлении нашего генерал-депутата Андрея Гурулева, который помимо явных унижений в адрес первого заместителя председателя правительства Андрея Кефера активно лоббирует идею альтернативных котельных и поддержку ресурсоснабжающей организации в принципе.
Андрей ГУРУЛЕВ депутат Государственной Думы Российской Федерации
Вы решили всем обрезать выпадающие доходы. На фоне этого госпоже Морозовой сказали срезать всем тарифы. Мужики, которые потратили свои деньги на модернизацию, то есть уменьшили затраты на электроэнергию, на экономии угля, на всё остальное, они теперь вернуть не могут и сидят на балансе — купил, продал, натопился и по нулям. Бизнес — обалдеть. То есть вы их поставили на колени.
Гурулев в жесткой форме отчитывает чиновников, в открытую лоббируя интересы ресурсников и продвигая тему альтернативных котельных, то есть новую концессионную систему работы. Что делает на заседании правительства депутат Государственной Думы? По какому праву он повышает голос на человека, причем в приказном тоне? Гурулев, в принципе, быстро забыл, что еще полгода назад сам был зампредом, но будучи чиновником, он не приложил достаточно усилий, чтобы изменить систему ЖКХ и прочего в лучшую сторону. В своем официальном запросе чуть больше года назад (Фото запрос) мы, кстати, задавали Андрею Викторовичу такой вопрос, на каком, собственно, основании он проводит заседания с чиновниками, причем, не смущаясь, возглавляет их и раздает приказы. Он нам ответил, что (Фото ответ) его присутствие не запрещено действующим законодательством и для решения вопроса резонно избегать формализма. Со стороны это выглядит красиво, бравый генерал разносит нерадивых слуг народа. Но, что же раньше ему мешало кардинально менять систему, когда он сам был в команде губернатора? Что это, лицемерие, популизм или он поздно осознал суть проблемы? Но главное решается ли она? В 2021 году некая компания «Теплоэнерго» пыталась по концессионной схеме зайти на рынок и «оседлать» котельную в «Шилке» и составить конкуренцию «ЗабТЭК», которая тоже, в свое время, создавалась для стабилизации ситуации в сфере коммунальных услуг. Корреспонденты нашего телеканала выяснили тогда, что «Теплоэнерго», созданная пару лет назад, входит в состав Некоммерческого партнерства «Объединение независимых энергосбытовых компаний» президентом которой был Александр Осипов. Но, в том числе, усилиями журналистов краевых СМИ, компании не удалось закрепиться в Забайкалье. По крайней мере, пока. Сейчас ситуация такова, что не смотря на повышение тарифов монополисту ЗабТЭКу все сложнее выполнять свои обязанности, плюс правительство региона значительно урезало размеры выплачиваемых выпадающих доходов. На ремонт всей системы ЖКХ региона требуется по некоторым подсчетам 150 миллиардов рублей. Взять их можно, по большей части, только из кармана жителей. А это деньги, большие деньги на которые могут рассчитывать как предприниматели, так и слуги народа. Это к вопросу о цитате в начале сюжета. Но как бы там, ни было, текущая зима говорит нам, что оттягивать далее капитальные ремонты все сложнее.
Юрий Житлухин, ЗабТВ