В Забайкалье выявлено более 600 нарушений жилищных прав детей-сирот

Анжелика Панибрашина / Новости, 19:26, 19 декабря 2022

Екатерина Шишкина сиротой стала в 17 лет. В очереди на получение квартиры оказалась только в 2019 году. Сначала не знала о том, что положено ей по закону, а после не могла доказать, что стала сиротой до своего совершеннолетия. Сегодня она вместе с семьей ютится в маленькой съемной квартире на окраине города. Предоставление ей положенного жилья не ускоряет даже решение суда, наоборот, женщину из очереди на квартиру то и дело «откидывает» назад.

Екатерина ШИШКИНА: «Если еще месяц назад у меня судебная очередь сдвинулась, я была 501, сейчас 495, а общая очередь у меня прибавилась на + 60 человек, если в июне она еще прибавится на 60 человек, это все бесполезно, на что мне соцзащита ответила, что с районов едут сироты, они не хотят жит в районах, они хотят в Чите жить. У них вечно то одна отговорка, то другая. Последний раз я звонила неделю назад, мне сказали, пока мы 2018 год не обеспечим, вам жилья не будет»

Нет жилья в регионе почти у семи тысяч детей-сирот, старше 18 лет. Из них больше двух тысяч имеют неисполненные судебные решения. Всего жилыми помещениями в прошлом году обеспечить удалось только около двухсот человек, в этом и того меньше – чуть больше ста. В связи с чем, Забайкальский край уверенно возглавил очередной российский антирейтинг. Причина – в казённом кошельке нет денег, чтобы обеспечить забайкальских сирот крышей над головой.

Анна КАСТАРНАЯ, заместитель министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края: «На все расходы, которые необходимы для обеспечения жильем детей-сирот необходимо более 28 миллиардов рублей»

Грешить на нехватку денег краевые власти могут сколько угодно, да вот только проблема не в финансах. Даже если бы краевому Правительству и дали нужную сумму, заветными квадратами дети - сироты в Забайкалье не обзавелись бы. Например, в 22 году на эти цели в бюджете было предусмотрено почти 800 миллионов, чтобы приобрести без малого 300 квартир. Однако освоить удалось чуть больше шестисот. И эта неудачная практика в крае повторяется из года в год. Для сравнения – в 20 году не освоили 13 миллионов, а в 21 – почти 200. Ощущение, что чиновники попросту не могут или не хотят учиться осваивать бюджетные деньги. Зато функционируют их целые министерства.

Инна Щеглова, заместитель председателя правительства Забайкальского края: «Во-первых если даже 5,2 млрд рублей Забайкальскому краю для того, чтобы обеспечить жилыми помещениями всех нуждающихся и состоящих в очереди, физически строительный рынок с учетом той технологии, которая сегодня предложена для строительства Забайкальский край не справится, у нас не выходят самые главные львы строительной отрасли, им не интересен этот процесс»

А во-вторых, как продолжает Инна Щеглова, застройщики опасаются за репутацию своей компании, а потому, предпочитают ни в какие стройки не вмешиваться.

Инна Щеглова, заместитель председателя правительства Забайкальского края: «На самом деле дети-сироты, которые выпускаются и имеют статус семейных, совершенно другие и могут на равных правах с другими жителями существовать во всех помещениях. Это стереотип, его нужно ломать»

Правильно, ломать, а не строить для них, так называемые, «сиротские анклавы». Как это принято в Чите. Сироты в городе живут коммунами, передвигаются скопом. Также вместе и дебоширят по вечерам. К примеру, «сиротское гетто» создали в микрорайоне Молодежный в поселке КСК, после на улице Магистральная. Дома здесь расположены впритык друг к другу. По мнению краевых властей, это компактно. Однако, скорее, бездумно. Как дурной пример, улица Казачья, поселок Антипиха.

Надежда КИРСАНОВА, уборщица управляющей компании:

«Это постоянные разгромы подьездов, дверей, подоконников вообще всего. Все окна побиты на каждом этаже подъезда. Не берегут люди, захламляют, разбивают. Надо как-то разбавлять контингент и сирот и обычных людей, чтобы они смотрели и пример был перед глазами»

Кроме того, как отметили на заседании коллегии, с начала 21 года в регионе было выявлено более 600 нарушений в сфере предоставления жилья. Также было рассмотрено около 400 жалоб. Более ста жилых помещений для детей-сирот не введены в эксплуатацию в Чите, Балее, Борзе, посёлках Ясногорске и Агинском. И это несмотря на то, что истекли все сроки.

Евгений Копылов, начальник отдела прокуратуры Забайкальского края: «Те процедуры, которые происходят по строительству и по закупке квартир, они, конечно, не отвечают реалиям. Имеют место факты срыва контрактов по строительству жилых помещений для детей сирот, в том числе связанных с хищением денежных средств по отдельным районам. Также видим проблематику, что закупки жилых помещений и строительства сосредоточены в различных руках органов государственной» власти и краевых учреждений. Полагаем, необходимо сосредоточить эти усилия, скажем так, в одних руках».

Уже в ближайшее время краевая прокуратура совместно с контрольно-счётной палатой проверят законность расходования в 2022 году средств краевого бюджета, а также на местах оценят контроль над исполнением контрактов со стороны Службы единого заказчика. Сирота Екатерина Шишкина предлагает свой вариант решения проблемы, который заключается в том, чтобы отдать нуждающимся брошенные квартиры, и тем самым спасти, в прямом смысле, выброшенные на ветер краевым Правительством деньги.

Екатерина ШИШКИНА: «У нас на улице Казачьей, где раньше давали детдомовским квартиры, очень много брошенных квартир, очень много разгромленных, ну почему не начать давать эти квартиры, мы сами их отремонтируем, сами их в порядок приведем, дайте нам самое главное крышу над головой».

Анжелика Панибрашина, Алексей Павлов «ЗабТВ»