Могочинцев лишили мусорных контейнеров.
В Забайкалье бытует шутка «Бог создал Сочи, а черт - Могочу». Запах нечистого духа здесь слышно довольно отчетливо. Возможно от того, что последний город в Забайкалье на пути к Тихому океану, находится на значительном удалении от краевого центра. По сути, 600 километров, это толстый слой звукоизоляции между местной и региональной властью. Этакий «тихий омут» для рассадника коррупционеров, ленивых чиновников и недобросовестных подрядчиков.
- Пятница, приемный день. Время у нас 14:39 и что, закрыто?
- Закрыто, ага.
- Ну-ка еще раз попробуйте, может открыли.
- (дергает ручку) Закрыто.
В этом здании находится межрайонное отделение кадастровая палата. Тут же располагается и уголовно-исполнительная инспекция УФСИН. Если бы не сотрудники учреждений, маячащие в окнах, то можно было бы предположить, что это здание заброшено. Пустые бутылки и пачки из-под сигарет присутствуют даже на парадном крыльце, не говоря уже о территории вокруг. Мусор здесь везде, около госучреждений, школ, рынков. Даже новенький детский сад здесь построен на мусоре.
Лада КОТЕЛЬНИКОВА, жительница Могочи
Помойка никогда не чистится своевременно. Всегда горы мусора, инфекция, дети кругом. В общем беда у нас, беда с этим.
Наталья ПОПОВА
Мусором все завалено. Почему-то убрали баки. И сейчас люди, где баки стояли, просто кладут мусор и все.
- Ну вы куда-нибудь обращались?
- А что толку-то? Обращались, все обращаются. Звонят, говорят, фотографируют.
- И никакой реакции?
- (качает головой) Почему-то вот баки убрали. Хоть какой-то бы чуть-чуть был порядок. А баки убрали, люди все привыкли где мусор. Они сейчас все носят туда, а куда еще?
- А из-за чего баки убрали? А не говорят из-за чего сказали, будем раз в месяц ездить. Выставляйте все мешки около домов. Мы будем ездить, собирать. А эти мешки растаскивают все собаки, коровы. Кто теперь как может. Лично мы, вот у нас свой огород. Мы яму выкопали, складываем что может перегнить в яму. Потом закапываем, в другом месте [роем]. Что может сгореть, ну бумажное, картонное, в печках, в банях сжигаем.
Почему же убрали контейнеры? Ответ на этот вопрос кроется в деталях внедрения самой мусорной реформы. Изначально, с приходом «Олерона», был определен контейнерный сбор мусора. Жители стали привыкать выносить мусор в определенное место, а в самом городе стало гораздо чище. Но потом начались перебои с вывозом и на новеньких площадках, расположенных почти в каждом уголке Могочи, образовались свалки.
Наталья ВЕКО, глава городского поселения «Могочинское»
Мы, совместно с «Олероном», проехали по частному сектору. Разговаривали с людьми, где вот установить [контейнеры]. Отмежевали места под установку площадок под ТКО. Затратили соответственно денежные средства с бюджета под эти площадки для установки контейнеров. Поставили туда контейнеры. Но в январе месяце года этого (или в феврале), в начале года этого Олерон решили перейти на помешковый сбор мусора. Соответственно население надлежащим образом не было уведомлено об этом. Администрация тоже была официально не уведомлена. Просто вот решили перейти потому, что, ну может быть какие-то у них были указания, может еще что-то. Но по крайней мере…
- Контейнерные площадки в каком состоянии находились к январю? Они вывозились регулярно или были завалены?
- Нет, не вывозились регулярно, были завалены мусором. Мы до сих пор еще последствия устраняем вот этих вот завалов мусорных.
Еще одной из причин столь бедственного положения, по словам главы города, является недостаточное количество транспортных средств. На Тунгиро-Олекменский и Могочинский район приходится всего три машины.
Наталья ВЕКО, глава городского поселения «Могочинское»
Две машины. Две-три. Ну две в работе, третья там постоянно, то ломается, то что-то в ней из строя выходит это крайне недостаточно на два района. Географическое положение района таково, что некоторые поселки находятся на большом отдалении и от полигона, и от места, где у них сосредоточены машины, в городе Могоча. Поэтому, если одна машина работает где-то на районе, на каких-то поселках, то в городе остается одна, в лучшем случае. И она маленькая. То есть надо успеть обслужить и многоквартирные дома, которые ежедневно должны вывозиться и частный сектор, но это не всегда получается. Мы уже стараемся работать как-то совместно с «Олероном». Мы договариваемся, что вот эту площадку. Выезжаем на эту площадку и начинаем убирать мусор. Наши работники городского поселения оказывают помощь, мы привлекаем какую-то технику. Вот таким вот образом.
Это что ж получается? Мусорного оператора ведь для того и назначали, чтобы бюджетные деньги не тратить. А по факту мусор убирается силами работников сферы ЖКХ. Это уже не говоря о контейнерных площадках, на которые были потрачены сотни тысяч государственных рублей. При этом, по словам жителей, в городе стало еще грязней. Мусор, который раньше был сосредоточен только в определенных местах – на контейнерных площадках, теперь ровным слоем лежит по всему городу. Осталось ответить на один вопрос, что послужило созданию проблемы – бездарность руководства регионального оператора или же бесполезность самой реформы?
Валентина РЕШЕТНИКОВА
– Как вам живется в Могоче?
- Хорошо. Только грязный город.
- А почему?
- Ну не знаю я. Город грязный.
- А вы откуда?
- С Амазара.
- А в Амазаре лучше?
- Да нет. Я сейчас в Амазаре была, тоже плохо. Так же грязно. Я вот была в Хабаровске. В Хабаровске чистота, идеальная. Везде. Даже вот у нас бросают ребятишки мусор тут, а там нет, там все культурные. Не знаю, может нас так не приучили.
- Вы считаете, все-таки в чем проблема замусоривания?
- Мне кажется в людях. Да, мне кажется в людях.
Вячеслав ПРАВДИН, Алексей ПАВЛОВ, ЗАБТВ.