Причины роста цен на дрова и уголь для населения
Зимой в Забайкалье крестьянин, точнее житель частного дома, будь то в Чите или на территории края, совсем не торжествует. Острая головная боль, это где достать топливо – уголь или дрова. Тысячи кубометров древесины, десятки тысяч тонн угля уходят в сопредельные государства, а для наших граждан даже валежник собрать в лесу проблема, не говоря о том, чтобы купить.
Александр СУВОРОВ - генеральный директор ОАО «Агропромстрой»
Цены по топливу для бытовых нужд населения выросли за последние три года в один и три десятых раза. Хотя инфляция в районе 12 процентов. Это говорит о том, что опережающими темпами растет стоимость для населения.
То, что цена на дрова растет вне зависимости от курса доллара, цены древесины на черном рынке это еще полбеды. Проблема в том, что обычному человеку сложно получить лесобилет, выехать на выделенную деляну и заготовить дрова. Еще хуже обстоят дела с углем. Грех жаловаться, месторождений для добычи угля в Забайкалье достаточно, и нет необходимости ехать за тридевять земель, чтобы его привести. Но почему-то для населения достается уголь самого низкого качества, дымить он еще может, а вот согреть вряд ли.
Александр СУВОРОВ - генеральный директор ОАО «Агропромстрой»
Подмена низкосортными углями на рынке и завышение цен на каменные угли привели к тому, что население стало получать разубоженную продукцию, которая на сегодняшний день как коптить ничем другим не занимается, и мы имеем в наличии очень плохую экологию.
Казалось, что факт корпоративного сговора со стороны поставщиков существует, аксиома, не требующая доказательств. Как и то, что необходимо навести порядок на этом рынке, так как последствия для людей весьма ощутимы. Нельзя позволять «обдирать» и без того нищее население Забайкалья. Но как выяснилось, это понятно только нам, и повлиять на эту ситуацию, при неумении или нежелании властей, сложно.
Евгений Касьянов - независимый эксперт по вопросам экономики
Что касается сговора, тут проблема – то простая. Для того, чтобы антимонопольные органы занимались вот этой проблемой, сговором, этот факт надо как-то зафиксировать. Доказать где, материал. Да никак. Кого вы будете привлекать к ответственности, каким образом?
Даже если вы покупаете уголь или дрова на рынке, чеков вам никто не даст и здесь рассыпается вся система проверки со стороны федеральной антимонопольной службы, налоговой инспекции или других контролирующих организаций. Но нельзя во всем обвинять только поставщиков, иногда они сами становятся заложниками ситуации. В частности, это касается добычи угля в Забайкалье, как выяснилось, это непростое дело. Тем более угольные пласты сильно отличаются друг от друга.
Евгений Касьянов - независимый эксперт по вопросам экономики
Если говорить по Букочаче, Тыгня и так далее. Действительно уголь хороший. Но на этих месторождениях очень высокая себестоимость производства. В Букочаче там подземка, причем подземка очень серьезная. Тыгня залита на сегодняшний день. Там одна откачка стоит. Поэтому я не вижу на сегодняшний день каких-то направлений, потому что малый и средний бизнес такие затраты на освоение этих месторождений не потянет. А что касается дров нормальных, то это нужно смотреть на вопросы переработки. Ну это краевого правительства если они это понимают конечно.
На самом деле дров много, крупные предприятия, добывая древесину, обрабатывают ее на месте, бросая ненужные вершины, ветки и опилки в лесу. Мало того, что это все валяется без дела, так еще и создает немалую горючую прослойку. Прозвучало предложение создать некое муниципальное предприятие, которое повлияло бы на поставщиков, и в условиях рыночной конкуренции уронило цены на дрова и уголь вниз. Но мы помним, что у нас уже есть подобные крупные предприятия, лоббируемые правительством Забайкальского края. «Водоканал» или «ТГК-14» например. И не факт, что созданное на благих намерениях крупная коммерческая организация не потянет цены вверх, а не вниз, попутно уничтожая мелких конкурентов. Какой можно подвести итог обсуждению этого вопроса. Антимонопольная служба или какая-либо другая не сможет повлиять на ценовую политику мелких и средних поставщиков топлива для населения, пока за это дело всерьез не возьмется администрация губернатора. Зима скоро вновь наступит, и, зная реалии внутренней политика Забайкальского края, надеяться, что цены на дрова и уголь упадут, не приходится.
Юрий Житлухин, Николай Шунков, ЗабТВ.