Анализ прокурорской проверки Сохондинского дома-интерната для престарелых и инвалидов

Михаил Яроманс / Новости, 20:19, 29 апреля 2021

Вот уже месяц продолжается противостояние жителей поселка Ягодное и постояльцев Сохондинского дома-интерната с заведующей этого учреждения, сотрудницей министерства социальной защиты края Мариной Сергеевой. После выхода первого сюжета телекомпании ЗабТВ вмешались правоохранительные органы, и казалось, справедливость восторжествует. Но это только казалось. Все подробности в материале наших корреспондентов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Государство гарантирует журналисту защиту, как лицу, выполняющему общественный долг. Здесь выдержка из закона «О средствах массовой информации». Не корысти ради, мы едем в забытую администрацией деревушку, а чтобы реализовать свое предназначение, вытащить на свет божий мелкие и крупные грехи забывших совесть людей. Вслед за нашими репортажами едет прокуратура, полиция или иные контролирующие органы. Но мы вынуждены вновь и вновь возвращаться к одной теме, ибо Фемида забайкальская слепа. И рассказав о фактах коррупции, воровства или издевательства над людьми, вновь ищем факты, что старательно прячут разного рода Салтычихи, да и чиновники всех мастей. Мы опять в селе Ягодное Читинского района, Сохондинском доме-интернате. Указать на то, что проскочило мимо глаз многочисленных проверяющих.

НЕВЫПЛАТА ПЕНСИЙ

В каждом из четырех сюжетов, посвященных фактам самоуправства со стороны заведующей Сохондинским домом-интернатом для инвалидов Марины Сергеевой, мы говорили о том, что она, пользуясь властью, предоставленной министерством социальной защиты края, прекратила выплату пенсий инвалидам, вместо денег им было позволено обслуживаться в лавке интерната товарами по завышенной цене. Были обнародованы видео материалы, подтверждающие это, но исходя из ответа на наш запрос за подписью прокурора Ольги Солдатовой, в ходе проверки ничего обнаружить они не смогли. Что ж, поможем им еще раз.

(Разговор с инвалидом) -Вас как зовут? – Карганин Виктор Владимирович. – А вас Евгений Швайгерд. – Вы нерусский? – Немец.- Правда, вам пенсию год, больше не дают? – Да, у нас пенсия с задержками большими. Как комиссия была, так они дали. Сейчас при комиссии тоже дали. – Но вас допрашивали? Вы все сказали как есть? – Все сказал как есть.

(Разговор с инвалидом) -Вы в Сохондинском спец доме проживаете? – Да. – Ваша фамилия? – Мальцев Анатолий Владимирович. – Вы давно та живете? – Два года уже. – Правда, что вам пенсию не дают? – Да не давали, целый год с лишним. Вот перед комиссией, дадут копейки эти остатки и все. – Вас допрашивали по этому поводу? – Да. Вы рассказали? – Конечно, рассказывал. Говорили, что пенсию год не давали вообще.

И так далее. В делах очевидных, требующих определенной сноровки, наши контролирующие органы начинают как-то медлить, опираясь больше на бумаги, чем на показания людей. Мы поймали министра социальной защиты Евгения Казаченко на откровенном «лукавстве» в вопросе утилизации жидких отходов и мусора. В своем ответе он заявил, что раз в интернате нет банкомата, то деньги инвалидам выдаются по ведомости, а уж, коль выходить им за пределы запретили, то через созданную службу заказчика, они снабжают пенсионеров продуктами. По бумагам все сходится. Правда, не углядели, сигареты, которые должны продаваться не дороже 109 рублей, «толкали» по 144. Показания самих пострадавших от беспредела Салтычихи не учитывали, мало ли что больные люди наговорят на заслуженного работника министерства социальной защиты.

КРЫСИНАЯ ЗАЩИТА – КОВАРНЫЙ ДЕБЮТ

Мягко говоря, не внушала доверия и фигура самой заведующей интернатом Марины Сергеевой. Но ее никто и не подумал отстранять от работы на время проверки, даже такой благостной, а дали время подготовиться. Какие-то бумаги сжечь, с кем-то серьезно поговорить. На Николая, что рассказал нам о бардаке в селе Ягодное, сначала натравили неизвестных сотрудников полиции, а затем приближенные директора учреждения заявили полиции, что он торгует самогоном. Вообще, население поселка Ягодное разделилось на два лагеря – алкоголики и наркоманы это те, кто устал терпеть диктатуру Марины Дмитриевны и благонадежные граждане, работающие на Сергееву и вовлеченные в ее «специфическую деятельность».

Александр ВЕРХОТУРОВ - инвалид 1 группы: 

«Когда вызвал прокуратуру, Что она берет нелегально штрафы, я это объяснял прокуратуре. Когда приезжали туда на разборки. В бане пользуемся два тазика воды, нигде такого нет. Как там, вот сейчас я живу, я моюсь вдоволь. – Подождите, а как понять она брала штрафы? – Штрафы она брала знаете как, приносят нам 25 процентов, она пишет список, со списком отправляет кассиршу, та ходит и говорит, вот у тебя штраф. Тысяча, две с половиной и забирает эти деньги. Я говорю, а где квитанции? А квитанции у Марины Дмитриевны. Туда к ней приходишь, она – тебя сюда не звали, дерни отсюда и выгоняет отсюда»

Об этих доводах в ответе прокурора – ни слова, хотя ряд лиц подтвердили факт вымогательства со стороны сотрудников интерната. Равно как и иные схемы Марины Сергеевой, заведующей домом-интернатом для престарелых и инвалидов.

(Разговор анонимно) –А на водокачке до сих пор Серега работает Никифоров, он работает под фамилией Акиров, он ветврач там был. Вот он под его фамилией работал. – А почему он работал под чужой фамилией? – А потому что ты пойми, вот работает, например инвалид, он 75 процентов забирают с пенсии, и с получки положено со всех доходов государство 75 процентов забирает. А она, получка небольшая, например 13 тысяч на водокачке, ему хватает. В Ягодном она дает мыла половинку, зубную пасту в полгода раз, туалетную бумагу в три месяца раз. Она с вашей зарплаты что имела? – Она как имела, вот 14-15 инвалидов числится, она получает получки, приходит, ну скажем 15 тысяч, она пришла на руки давать, где ты расписался, тысячу, восемьсот рублей, кому две тысячи, а остальные деньги списал, их нет.

Фактов много, но они не находят подтверждения в душах и должностных инструкциях контролирующих мужей. Узнав о нелицеприятном факте, был, похоже, задействован весь административный ресурс, как в органах управления, где министром трудится Евгений Казаченко, так и в прокуратуре, следственном комитете, полиции. Известие, что Марина Дмитриевна покупает квартиры и ежегодно катается за границу, вообще мало кого беспокоит, так как стоимость квартиры не превышает их совместного с мужем заработка за 3 года.

ПЛОЩАДКА ПОЗОРА - ВОПРОС О МУСОРЕ

Действительно вопрос об утилизации твердых и жидких отходов оказался тем самым столпом позора, на котором пригвождены, как министр труда и социальной защиты Евгений Казаченко, так и заведующая домом-интернатом Марина Сергеева. Причем прибили они к нему себя сами своими действиями и непродуманными сообщениями. Первый в своем официальном ответе на запрос телеканала ЗабТВ попытался переложить ответственность за свалку в лесу на местных жителей, а вторая сливала жидкие отходы интерната в яму близ озера, мусор вываливался в лесу близ дороги, но по документам все увозилось в специально отведенное место в Сохондо. После выхода нашего репортажа вопросом занялась природоохранная прокуратура, которая поставила точку в лукавстве должностных лиц от соцзащиты. Когда Марину Дмитриевну ткнули лицом в собственные нечистоты, она через своего заместителя явила свету некий документ, по которому мусорить в лесу им разрешила администрация Читинского района.

-Выделена свалка, где нам определено место складирования отходов. – Это администрация? – Это администрация.

Однако, администрация Читинского района брать себе на душу такой грех не собирается. Им еще с этой огромной свалкой как-то разбираться.

Вячеслав ХОЛМОГОРОВ врио главы муниципального района «Читинский район»: «Я там просто почитал, что вы пишите. Естественно никто ей никакого разрешения на вывоз ТКО в лес администрация муниципального района не давала. Это однозначно»

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ АВТОБУС

В Ягодном фигура зловещей Салтычихи далеко не единственная беда. В нарушении статьи 43 Конституции,где гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также где черным по белому прописано, что основное общее образование обязательно. Школа расположена в 12 километрах от Ягодного, как выяснилось, зимой это расстояние непреодолимо. Школьный автобус не может отвести детей. Проблеме этой не один год.

-Шофера должны быть от школы. Он был здесь, ты понимаешь, его некуда поставить. Она не давала гараж. – А у нее там есть гараж – место есть, конечно. -Подождите, получается всю зиму дети не учились? Так они на дистанционке? – Да это не первый год у нас. А у нас здесь тем более интернета, это надо куда-то бежать. И не у каждого компьютер есть.

Но в телефонном разговоре временно исполняющий обязанности главы Читинского района Вячеслав Холмогоров заявил, что о проблеме знают и путь ее решения один – найти на просторах забайкальского края водителя на школьный автобус.

Вячеслав ХОЛМОГОРОВ врио главы муниципального района «Читинский район»: «Там были временные сложности, из-за невозможности найти водителя на этот автобус, насколько я помню. Туда в прошлом году по федеральной программе приобрели новый автобус»

ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ

Всего сто километров от столицы Забайкальского края и на свет божий появляются застарелые, уродливые и в чем-то фантастические проблемы. И это только нам кажется, что их нужно немедленно решать, дать людям возможность жить по-человечески. Но наученные горьким опытом знаем, что для нашей власти все не так очевидно. В ходе последней прокурорской проверки, на смотря на беседы с инвалидами, и даже представленные нами факты, прокуратурой Читинского района в отношении заведующей Сергеевой вынесено только три представления, возбуждены дела об административных правонарушениях. Марина Дмитриевна продолжает занимать свой пост, видимо, как особо ценный работник Забайкальского края.

Юрий Житлухин, Николай Шунков, Евгений Погорелый, ЗабТВ.