Встреча министра здравоохранения с депутатами Заксобрания превратилась в товарищеский суд
Россия – страна «умирающих» деревень. Именно эти слова были озвучены присутствующими на площадке Законодательного собрания Забайкальского края. А «умирающие» они из-за того, что в них закрываются, или как любят выражаться чиновники – проходят оптимизацию медицинские учреждения. И речь сегодня пойдёт именно о Харагунской больнице, которая за рекордно короткое время успела прославиться на всю страну.
Вера КОНДРЮК - глава администрации сельского поселения «Харагунское»:
«Как же получилось, что наша лучшая больница, которая завоевала призовое место в 2019 году по плановым показателям, по отзывам пациентов, по качеству оказания медицинской помощи, через год признана нерентабельной? Причём, сумму нерентабельности по Харагунской участковой больнице мы так и не получили. На данный момент, именно сейчас, всего 7 коек дневного стационара, вместо обещанных 15 коек. Дневной стационар функционирует только в рабочие дни с 8:00 до 11:30. Работающие или больные, которым требуется многочасовой приём, не могут воспользоваться его услугами».
Местные жители бить тревогу начали сразу после слухов о закрытии, не дожидаясь официального приказа с подписью, но это не спасло ситуацию. Под красивым словом «оптимизация» - общественность увидела страшные последствия, и продолжает пытаться вернуть прежний статус медицинскому учреждению. А приезд Анны Шангиной в район, который остался без круглосуточной медицинской помощи ещё больше усугубил и накалил без того плачевную ситуацию.
Вера КОНДРЮК - глава администрации сельского поселения «Харагунское»:
«В любое время можно закрыть. Закрыли, оптимизировали, и успокоились, а что будет дальше? Пандемия не проходит. Нам вышло указание, а мы и стараемся оптимизировать и закрыть, и это при такой численности докторов, притом, что больница в 2011 году была капитально отремонтирована. Мы взяли, приняли решение, и закрыли. Всё остановили. Население молчать не стало. Они обратились во все инстанции».
Но обращения селян разбились в мелкую крошку о федеральный приказ, по которому и была проведена реорганизация Харагунского стационара. Конечно, проще следовать указаниям, выполнять различные приказы, но никак не отстаивать позицию тех, чьи жизни и здоровье будут напрямую зависеть от принятого решения.
Александр МИХАЙЛОВ – председатель комиссии по регламенту и вопросам депутатской этики:
«Я думаю, если бы Анна Михайловна взяла с собой пять депутатов, пару членов совета федерации, пришла бы к министру и доказала, что это недопустимый для нас закон, он убийственный. Сейчас в Харагуне начнётся мощнейший отток населения».
Кроме того, при принятии решения никто не учёл, что требования по оптимизации стационара, таким образом, носят рекомендательный характер. И вопрос здесь не только в нерентабельности. Помимо, якобы, малой численности населения, существует ещё множество факторов, позволяющих не закрывать больницу и не переводить её в амбулаторию – это климатические условия, плотность населения, качество дорог и многое другое. Самое время услышать ответ на этот вопрос от министра Здравоохранения.
Сергей СУТУРИН – депутат Законодательного собрания Забайкальского края:
«Анна Михайловна я попрошу более конкретно и более предметно по статусу участковых больниц в Забайкальском крае, в том числе харагунцы и хилокчане приехали с требованием вернуть статус участковой больницы в Харагуне. А мы их должны поддержать».
Вместо чёткого пояснения, министр здравоохранения решила ещё раз показать присутствующим презентацию с отчёта, который Анна Шангина проводила ещё несколько дней назад. Спустя тридцать минут «размазанных» объяснений, депутаты решили ещё раз напомнить министру по какому поводу здесь сегодня собрались.
Анна ШАНГИНА – министр здравоохранения Забайкальского края:
«Вы же не отвечаете на вопрос! – Отвечу на вопрос по статусу участковых больниц. Есть ли ещё участковые больницы, которые не соответствуют 132 федеральному приказу? Да такие стационары есть. Их восемь. Но сам вопрос, что мы намереваемся с ними делать, будет зависеть от того, как мы сейчас будем решать с вами совместно проблемы здравоохранения по недофинансированию и по расходам. - Это искренне ваше решение или вас вынудили принять такое решение? Нет решений Минздрава, тем более в формате сокращения коек. Решения принимают руководители медицинских организаций. У руководителей медицинских организаций разные статусы кредиторской задолженности. И если руководитель принимает какое-то решение – он обязан его обосновать перед Минздравом. Обоснование это было представлено. Решение главного врача Харагунской больницы? – Хилокской ЦРБ. – В чём я глубоко сомневаюсь».
Медицина сродни бизнесу. На этой ноте политическая встреча превратилась в товарищеский суд. Устав от пустых разговоров, было озвучено конкретное и предметное предложение, после которого в зале на несколько секунд повисла тишина.
Константин КОРОСТЕЛЁВ – депутат Законодательного собрания Забайкальского края:
«Необходимо требовать! И я требую от имени забайкальцев, которые обратились ко мне! Я требую освободить от должности министра Шангину Анну Михайловну за те известные фразы, выходки и разрушительную закрывающую позицию. Сегодня нерентабельна больница – значит закрыть. Завтра нерентабельна библиотека – закрыть. Послезавтра закроем музей трудовой и боевой славы, школы и так далее. Закрыть проще всего. Министр Шангина открыто показала, что в должности главы здравоохранения на первое место она ставит рентабельность и доходность, а не охрану здоровья граждан. Отнимая самое дорогое у забайкальцев - это веру на помощь и выздоровление. Именно такая позиция чиновников сейчас и приводит к смертности в очередях, и к ухудшению доступности медицины. И та фраза, что решение приняла главный врач, а мы как бы, не при чём – это, извините, простая «отмазка», не более того. Тогда зачем нам министры»?
Устав наблюдать, как министра здравоохранения Забайкальского края чуть ли не свергают с законного кресла, вице-премьер правительства Инна Щеглова взяла на себя роль защитника, и высказала своё мнение.
Инна ЩЕГЛОВА - исполняющая обязанности заместителя председателя Правительства Забайкальского края:
«Сейчас можно повесить всех «собак» на Анну Михайловну. Анна Михайловна с одним миллиардом, двести миллионов кредиторской задолженности на территории Забайкальского края. Из этого нужно выходить. Я прошу вас, просто принимая решение, иметь ввиду, то, что к доступности и к качеству образования ночное пребывание в стационаре имеет условно опосредованное решение».
Вопросы заданы, ответы на них частично получены, а самое главное - предложения озвучены. Теперь осталось дождаться реакции губернатора, и посмотреть, что он ответит по этому поводу. Что будет с харагунцами и тысячами других селян? Какая учесть постигнет министра здравоохранения? И когда уже бесплатная государственная медицина перестанет так сильно зависеть от денег? Александр Михайлович, ваш выход!
Виктор Соловьёв, Николай Шунков. ЗАБТВ