Красный Чикой: как прощелкать катастрофу (Часть 1)
Кедровый орех из Красного Чикоя – настоящий бренд качества по всей России. Для нас это лакомство и сырье, для многих жителей Красного Чикоя – промысел и порой единственный способ заработать на жизнь. В этом году практически единственное место, где урожай кедрового ореха вышел на славу, это тайга Красного Чикоя – средняя цена за килограмм сейчас 400 рублей
«Пошел Саня колотить, сейчас посмотрим, что он будет сбивать после дождя. Эх! Убежал, успел от шишки, сейчас еще раз долбанет. Оператору по башке даст сейчас»
Валерий КОНОВАЛОВ, общественный деятель в сфере экологии Красного Чикоя:
«Здесь мало кто знает, находятся самые продуктивные в мире кедровники по содержанию жира в орехах это генофонд планеты Земля которое, когда очень пригодится эту рассаду отсюда можно будет распространять по всему миру и прививать на сосны обыкновенные и в то время как пахотные земли сейчас в основном в мире приходят к концу то переход на многолетние культуры конкретно привитую сосну может выручить человечество нашим кедром! И район может на этом зарабатывать огромные деньги, а сейчас мы еще бьемся за то чтобы просто прекратить рубки кедра. Наш район - добровольно наши лесозаготовители отказались т заготовки древесины кедра, хотя отдельные случаи имеют место»
Важность кедровников Чикоя понимают все, для местных жителей – кедр — это как молочная корова – кто же ее убивать будет? С черными лесорубами вопрос не стоит остро – местные нехорошо улыбаются в ус – тайга большая. Страшнее – пожары.
«Разрешить населению на субботниках заготавливать сухостой 15 млн гектаров сгорело в прошлом году в России леса — это в основном же сухой лес, раньше я вот с ножовкой ходил вот здесь выпиливал, а сейчас приехали три специалиста говорят – ты что делаешь? Я говорю – так, а как? Это же все сгорит =- иголки падают, люди собирают грибы сигарету бросил, а если убрать, то уже опасность уменьшается. У нас по району более миллиона кубометров стоит сухостоя, заготавливается на дрова живой лес, а представьте сколько это по стране?»
Вопрос с санитарными рубками сухостоя надо решать на уровне страны, местные лесники или краевые, такое разрешение дать не могут. Еще один фактор и пожаров, и угрозы экологии Красного Чикоя – свалка. Ранее она постоянно горела.
«Мы находимся на свалке в Красном Чикое, что интересно здесь сделали косметическую рекультивацию, причем сделали из-за очень маленькой птички называется она дубровник вот если бы не она, здесь бы не было просто не было ни сантиметра земли, здесь так же кроме дубровника водится черный аист, журавль – красавка, серый и когда потоки воды, когда идут осадки стекает вниз и попадает в реку в Красный Чикой о чем говорят местные жители, но под самым полигоном, под этим скосом редкое растение называется Ильм, это уникальная ситуация он здесь чуть ли не с палеолита и все то остался и вся химия вся эта грязь течет на очень редкое растение».
Александр СОСНОВ, депутат совета муниципального района «Красночикойский район»:
«Единственное что было сделано для сохранения природы у нас новый полигон, который вынесли дальше – там нет никаких водных объектов, но и так же нет ни государственно-экологической экспертизы и никаких других заключений просто через Минприроды утвердили, и он теперь действует»
Но свалка осталась.
В основном, мы получали отписки, обещания что вот-вот мы это все решим вот-вот будет рекультивация о закончилось всего лишь тем что был бульдозер просто закрыли мусор землей и все и обещание рекультивации в 21 году. Косметическая рекультивация проведена, ну а то что планируется – под сомнением. Есть огромнейшая проблема что вот эта долина просто заваливается мусором, люди не везут на свалку – то она закрыта, то не принимают, то картон не принимают и все люди просто валют в лес
- Представители Олерона как-то поясняли причину?
- У представителей Олерона все очень просто – платите деньги и все, никто особо не вникал в этот вопрос, вот машина ходит – всего одна машина на район, на весь район, обслуживается всего несколько поселений, мусор везется на свалку, частично в Чикой, или же на свалки по поселениям, оставшиеся свалки»
Вырубки, пожары сухостойного леса и свалок, отсутствие рекультивации и номинальная работа регионального оператора по обращению с мусором. За длинными переписками с органами, кроется очень мало реальных действий. Но орешки любят все. Ко всему добавляется и прямая угроза уничтожения Красночикойской долины. Смотрите продолжение в следующих выпусках новостей.
Вячеслав Бортницкий, Иван Дементьев. ЗабТВ