Против правил. Чем опасен проект Каштакского моста?

Екатерина Луговых / Новости, 14:45, 3 сентября 2020

«Когда было наводнение, она вот так пошла вода, она очень сильно била в этот берег, подмыла вот эту береговую опору, потом под косым углом ударила в эту опору. И она упала, третья. А эти две опоры наклонились.»

Пенсионер Виктор Гурулёв знает историю строительства Каштакского моста не понаслышке. В прошлом военный проектировщик, он был лично знаком с проектом возведения переправы. И уже тогда было ясно – в схеме допущены грубейшие нарушения. Однако, мост продолжали строить по уже намеченному плану. И вот – спустя сорок лет, не выдержав напора стихии, строение рухнуло. Власти не медлили – решили как можно скорее, взяться за капитальный ремонт.

Виктор ГУРУЛЁВ, проектировщик:
«Значит, что получилось. Вот это всё упало, а они, вместо того, чтобы сделать обследование, а потом определить, что делать, сразу выдали задание заказчику не на реконструкцию, а на капитальный ремонт. А надо было сделать сначала обследование, потом согласно материалам обследования, принять решение. И потом уже делать. А они сразу, и ссылаются на какой-то приказ Минтранса о том, что в таких случаях только капитальный ремонт. Но случаи-то разные в жизни. Есть обстоятельства, которые надо учитывать в таком случае.»


К проекту ремонта моста у экспертов возникло немало вопросов, более того специалисты Государственной экспертизы Забайкальского края наотрез отказывались выдавать разрешение на строительство. Причина весомая - капитальный ремонт моста должен гарантировать стопроцентную безопасность для жителей, на деле – ошибки, допущенные в схеме строительства, и они рано или поздно приведут к очередной катастрофе.

Виктор ГУРУЛЁВ, проектировщик:
«Мы на собрании, я сразу определил – этот мост будет стоить, его надо делать новый и он будет стоить полмиллиарда. Оно так и получилось. Они его практически новый запроектировали, только со старым отверстием. А отверстие надо было сделать от этой седьмой опоры и вот сюда на 20 метров сдвинуться. Проектировщики, которые в первый раз сделали, они эту часть, которая затушована – они её увеличили. Вот это выпуклый берег был, они ещё сюда на 20 метров увеличили. И теперь-то Читинка сюда течёт».


Но, как оказалось, ни один аргумент специалистов на чиновников не подействовал. Ремонтируем мост и всё тут. А какие будут последствия – неважно. Но такой исход Виктора Михайловича не устроил – в попытке добиться правды, он дошёл до губернатора Забайкальского края Александра Осипова.

Виктор ГУРУЛЁВ, проектировщик:
«Значит, Осипов два раза меня приглашал на совещание. На этих совещаниях в принципе, никаких особых решений. Ольга Александровна тогда ещё на совещаниях, когда ещё Суздальницкий, когда получил отрицательное заключение, в интернете написал, что там только замечание небольшое такое, что они об этом не знали. А Ольга Александровна предупреждала на совещании, говорила, что если не будут исправлены замечания, которые эксперт дал – главный эксперт, это – эксперт в Иркутске»


Ольга Александровна Хабачева, бывший начальник краевой Государственной экспертизы, наряду с Виктором Гурулёвым, до последнего пыталась доказать, что проводить капитальный ремонт Каштакского моста – категорически запрещено. Однако, её также никто не услышал. Вполне вероятно, что именно это и стало причиной внезапного увольнения Хабачевой . На её место пришёл новый руководитель – некий Дмитрий Ватагин, который сразу же дал добро на ремонт переправы. Неужели за столь короткий срок все замечания были устранены? Иркутский эксперт, ранее выдавший заключение о невозможности проведения капремонта моста уверяет – погрешностей было немало, и устранить их в столь короткий срок – невозможно.

Максим КОТОВ, эксперт :
«Ну Вы знаете, я был экспертом на этом объекте, принимал участие и по выданной проектной документации выдал свои замечания, которые в полной мере не были устранены, поэтому было выдано отрицательное заключение. То есть, без положительного заключения строится уже нельзя, у нас такие законы в стране. Вы знаете, там очень много было замечаний. В целом по сооружению. Но основное замечание – не решён вопрос с гидрологией, частично неверно выполнены расчёты»

В проектной документации отсутствует львиная доля представлений, в том числе на сейсмические воздействия. Экспертом выдана масса замечаний. И всё же, несмотря на отрицательное заключение, ремонтный процесс понемногу , но движется. Сейчас картина такая – речная вода уже порядком разрушила то, на чём планируется возводить мост, а берег осыпается буквально на глазах . Укреплять его, судя по всему, никто не торопится – а ведь единственная линия электропередач, питающая дома жителей нескольких кооперативов электричеством , находится на столбе, который стоит на самом краю берега. И люди боятся, что совсем скоро он рухнет в воду.

Ника Новак, Николай Шунков,ЗабТВ