Сотрудники детского сада по ночам слышат шаги
Шагающий ангел. Именно такой рисунок художника Генриха Энгеля спустя 60 лет увидели работники детского сада №47. А затем появились и рисунки на потолках и стенах. Вот только реставрировать работы художника 20 века в Чите некому. Живописное прошлое на уроках ИЗО рисуют только воспитанники детского сада. С высокоподнятой головой восхищалась работами Валерия Квашнина.
В Чите немало исторических зданий. В них жили довольно состоятельные люди, особенно те, кто смог нанять художника Генриха Энгеля, чтобы оформить интерьер здания. Например, дом купцов Шумовых, Игнатьевой. Попросил расписать свой дом и богатый читинский промышленник Давид Фукс. Однако кисть художника современники обнаружили спустя 61 год в Детском саду № 47. В 90-х начали рабочие разбирали перекрытия и под слоем побелки нашли «Шагающего ангела». Говорят, их было четыре, в каждом углу. Сохранился только один, сейчас он храниться в краевом Центре охраны и сохранения объектов культурного наследия.
Светлана САЛМИНА, старший научный сотрудник Краевого Центра охраны и сохранения объектов культурного наследия:
«Изучение краски мы не проводили, нет специалистов, чтобы восстановить роспись нет ни средств, ни возможности. В этом детском саде и на стенах были найдены росписи, но это некому восстанавливать, они были скопированы, сфотографированы и у нас храниться в архиве. Для того чтобы заниматься этим нужны огромные деньги, специалисты. У нас в городе ни то, что реставраторов-художников, у нас мало реставраторов, которые занимаются строительными работами».
Лучше всего до наших дней сохранились натюрморты на потолке. В 2008 году их отреставрировали студенты Забайкальского краевого училища искусств. И, пожалуй, это единственная помощь и вклад в сохранение произведений искусства. Больше всего творения Энгеля, конечно же, ценят самые маленькие ценители искусства – дети.
Наталья САВИНА, воспитатель по изобразительной деятельности Детского сада №47:
«Мы изучаем, что эта комната «Натюрмортов». В медальонах изображены натюрморты, мы рисовали это с детками. Они знакомы с понятиями: натюрморт, потолочная роспись, травяной орнамент. Кстати, когда Генрих Энгель окончил художественное училище его отправили в Тегеран расписывать дворец шаха и в этой потолочной росписи эти элементы присутствуют».
К работам Энгеля в детском саду относятся с трепетом, только белят бордюр вокруг рисунков на потолке и клеят обои не снимая штукатурку, ведь кто знает возможно там есть еще шедевры.
Ирина ЛУСТИКОВА, заведующая Детским садом №47:
«Сотрудники, которые давно работают говорят, что как-то снимали слой штукатурки и нашли там роспись. Но быстренько это дело залепили обоями».
Но настоящий дух истории царит в подвале. Спускаемся по крутой лестнице и видим выход к Ингоде. Недавно его, кстати, пришлось размуровать из-за протечки. И две каменные комнаты. Раньше, когда в доме располагался милицейский участок, возможно, тут держали подозреваемых. Позже здесь хранили овощи для детского сада. Кстати, в 90-х, когда на потолках вскрылись рисунки, рабочие пытались найти клад, но ничего не обнаружили.
Ирина ЛУСТИКОВА, заведующая Детским садом №47:
«Говорят детский сад живет ночной жизнью. Сторожа, повара, что иногда слышат шорохи, детскую музыку».
А вообще чего за 105 лет в этом здании только не было. После того как Энгель покинул дом через 10 лет. Большевики разместили тут районное управление милиции, а после приемник-распределитель для детей, в 1936 тут появился ресторан. Сейчас тут 47 Детский сад и, похоже, маленьким читинцам красоту таинственного прошлого ценят больше всего.
Валерия Квашнина, Валерий Широков