Дела о гибели забайкальских солдат в армии дошли до Европейского суда
В период масштабных преобразований Вооруженных сил России, когда главный девиз отцов-командиров звучит как бодрое: «Нет дедовщине и неуставным отношениям!» - в армии, в мирное время, продолжают гибнуть солдаты. Европейский суд по правам человека, рассмотрев, в том числе, и дела двух погибших забайкальских срочников, потребовал от Правительства России ответить - почему солдаты, не дожив до дембеля, возвращаются домой в цинковых гробах?
Практически всегда один сценарий: призыв в армию, конфликт, трагедия, покрытая тайной, и классическая фраза из уст родственников: он не мог совершить этот поступок.
Европейский суд по правам человека недавно зарегистрировал жалобу, которую еще в 2008 году подал адвокат Международной правовой группы Рамиль Ахметгалиев. Она касается гибели солдат в армии. Правозащитник утверждает: российские власти нарушили две статьи Европейской конвенции - право на жизнь и право на средства эффективной защиты.
Анастасия Коптеева, правозащитник:
«Все ли меры приняли российские власти для предотвращения суицида в армии. Европейский суд предлагает Правительству России конкретную статистику по фактам суицидов и самоубийств. И второй вопрос, который в той жалобе, - существует и действует ли в России эффективная система психологической помощи ребятам в армии».
Решение по данному делу ожидается в следующем году. Если жалобу удовлетворят - семьи погибших получат компенсации свыше миллиона рублей. Среди них и родственники забайкальских солдат-срочников - Сергея Васильева и Алексея Павлова.
Слишком драматично ушел из жизни, спустя всего два с лишним месяца обучения в элитной Академии Федеральной службы охраны России в Орле, 17-летний читинец Алексей Павлов. Он выпал из окна четвертого этажа. Скончался на десятый день, так и не приходя в сознание. Из материалов уголовного дела известно, что Алексей «рыбкой» нырнул с четвертого этажа, пробив двойные стекла окна в казарме.
По словам матери, поначалу офицеры в разговоре с ней путались, придумывали разные версии гибели Алексея. Вплоть до того, что «в нем взыграли бесы, помутившие разум». А в прокуратуре Орловского гарнизона и вовсе ответили:
Наталья Павлова:
«Вы не беспокойтесь, такие случаи у нас не редкость. Эти слова меня просто повергли в шок. Правительственная Академия при Президенте РФ, и у них этот случай не единичный».
Согласно выводам посмертной экспертизы, сын Натальи Павловой выпал из окна… из-за плохих оценок по учебе. По мнению следствия, это суицид. Мать сочла эту версию бредовой. Выдающийся спортсмен мечтал окончить именно эту Академию и стать настоящим офицером.
Наталья Павлова:
«Восемь лет в этом году, как мы подали документы. Мне пришла новость, что на мое дело обратили внимание. Действительно, в деле есть противоречия, на которые следователи просто закрывали глаза. Во-первых, это все произошло в присутствии 16-ти человек в комнате, и никто это не видел, как это произошло».
Вот последнее письмо, которое Алесей Павлов написал своим родным и друзьям:
«Мы как будто очутились в другом мире… нам дали понять, что здесь не в игрушки играть. Было очень сложно и непривычно – но мы выдержали. Я дойду до конца, потому что в меня верят родители и брат».
Еще одна история о солдате из Забайкалья Сергее Васильеве. Срочник прошел настоящую школу выживания в инженерных войсках, а именно - в воинской части поселка Шерловая гора. В первый же день его предупредили, что эта часть - «черная», где действуют «законы джунглей» и процветает дедовщина. Не выдержав унижений, избиений - Сергей сбежал. Но на пересыльном пункте в Улан-Удэ он встретился с военными из старой части. Обиженные «деды» пообещали организовать расправу над ним в новой части, в Братске, куда их отправляли. Не дожидаясь очередных издевательств, солдат повесился в поезде, в туалете, оставив только посмертную записку:
«…Я не смог поступить иначе. На пересылке сказали, что я красный и сочник, то есть сбежал из части и сдал пацанов. А я знаю, что делают с такими, поэтому решил умереть, прежде чем опорочат и обольют грязью мою честь и фамилию…».
По факту гибели рядового Сергея Васильева военная прокуратура Улан-Удэнского гарнизона возбудила уголовное дело по статье - «доведение до самоубийства». Но вскоре прекратила расследование за отсутствием события преступления.
Прошло 10 лет, однако родители по-прежнему получают страшные известия. Недавний случай - гибель Паши БезпрОзванных.
Исполняющий обязанности военного комиссара Забайкалья Сергей Семенов посоветовал призывникам вести себя в армии по-человечески, и ничего не бояться.
Сергей Семенов, начальник отдела подготовки и призыва на военную службу Военного комиссариата Забайкальского края:
«Допустим, вы призывник, вас бьют сейчас ногами. Что делать? Куда бежать?
-В части есть дежурные службы, дежурные по подразделению. Ну, как бьют? Встать, убежать и обратиться в эти службы. По долгу службы люди должны принять соответствующие меры. Оповестить следствие, прокуратуру, а после и завести уголовное дело».
Комитет солдатских матерей тоже как видно, не всегда по-настоящему проникался проблемой.
Наталья Павлова:
«Я обращалась в комитет солдатских матерей в г. Чита. Где мне сказали: ваш случай не единичный. Это случается в армии, это происходит в армии. Это факт, который всегда имеет место. Ну, я не могла с этим смириться. Мы же своих сыновей отправляем в армию, а не на войну. Почему мы должны оттуда гробы получать?».
Совсем недавно в Забайкалье закончилась весенняя призывная компания. Ряды вооруженных сил пополнили 1700 новобранцев. На пункте отбора им дали сим-карты и листовки с номерами экстренных служб. Возможно, хоть это им как-то поможет.
Екатерина Гаврилова, Ирина Трофимова, Максим Лобачев, Валерий Широков