Парламентский ноябрь: бюджет края прошел первое «испытание» из трех

Программы, 21:31, 24 ноября 2017

Какие законы принимает краевой парламент и что для нас, жителей Забайкалья, делают региональные депутаты… В эфире программа «Первое чтение». В студии Екатерина Гаврилова, здравствуйте! И вот о чем расскажем сегодня: 


- Главный финансовый документ региона на ближайший год депутаты приняли большинством голосов в первом чтении. На что пойдут самые большие суммы и какие статьи бюджета откорректируют по настоянию парламентариев?

-О перспективах строительной отрасли Забайкалья, будущем урановой столицы России и дорогих сердцу вещах. Не пропустите интервью с депутатом, заслуженным строителем Александром Филоничем.  


В первом чтении депутаты рассматривают один из ключевых документов – бюджет региона на 2018 и два последующих года. До этого обсуждения прошли в профильных комитетах и на публичных слушаниях. Каждый заинтересованный участник делил бюджетный пирог по своим соображениям. Впоследствии многие депутаты сошлись на том, что это - «бюджет начала стабилизации». Да, есть проблемы, и о них нельзя не говорить.

На 1 ноября, арестованы счета 569 бюджетных учреждений.  Долги муниципалитетов сейчас составляют 2 миллиарда рублей. На их погашение и разблокировку в 2018 год предусмотрена лишь четверть от необходимой суммы. 


Сергей Михайлов, первый заместитель председателя Законодательного собрания Забайкальского края, фракция «Единая Россия»:

«На это направление, конечно, ресурсы нужно дополнительно заводить для того, чтобы мы начали реальную стабилизацию в 2018 году бюджетной сферы. Безусловно, аграрный сектор. Мы говорим о направлении в животноводстве, и особое внимание уделяем модернизации техники. Да, в бюджете компенсация за приобретенную технику уже есть. Но считаем, что «лиха беда начало», считаем, что сумму надо увеличивать».


Что касается главных показателей бюджета - в 2018 году доходы края возрастут более чем на 4 миллиарда рублей, в основном за счет налоговых и неналоговых поступлений, и составят 48 миллиардов 250 миллионов рублей. Расходы – 49,6 миллиардов рублей. Финансирование дефицита - 1 миллиард 330 миллионов - минфин края планирует осуществлять за счет заемных средств, а погасить накопленную кредиторскую задолженность – за счет уже выделенных федеральных средств.


Николай Мерзликин, заместитель председателя Законодательного собрания Забайкальского края, фракция КПРФ:

«На 2,5 миллиарда бюджет меньше - какая стабилизация? Она в чем выразится? Мне не понятно. Бюджет не прозрачный. По многим позициям. Почти 2,6 миллиарда рублей – это статья резервы – это что? Никто не знает, за что я должен голосовать? Бюджет – это частная лавочка или что это такое?».


Владимир Хорохордин, глава комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Забайкальского края, фракция «Единая Россия»:

«Бюджет абсолютно реальный. Насчет непрозрачности – это просто позиция такая, с моей точки зрения не обоснованная. Что там непрозрачного? Там все прозрачно. Мы надеемся, этот тезис о том, что дополнительные средства, в виде суммы 3,6 миллиардов рублей – будет направлена на, так аккуратно скажем, снижение кредиторской задолженности, ну или там на погашение простроченной кредиторской задолженности. Мы рассчитываем, что это будет сделано ко второму чтению».


Если в предыдущие годы денег на заработную плату едва хватало на восемь месяцев и все мы помним митинги около здания правительства и массовые увольнения, - то в 2018 году практически в полном объеме предусмотрена не только зарплата бюджетникам, но и ее повышение. Речь идет не только о педагогах, работниках культуры, здравоохранения, которые попадают под майские указы президента, но и о тех, кому зарплата не повышалась с 2014 года.

После всех споров – большинством голосов: 38 – «за», 4 «против» – депутаты приняли бюджет в первом чтении.


Игорь Лиханов, председатель Законодательного собрания Забайкальского края:

«Гораздо лучшего качества, чем в предыдущие годы. Мы смелее и увереннее его принимали. Как говорится с более легким сердцем».


Ко второму чтению законодатели рассчитывают увидеть в бюджете корректировки, как минимум, по 8 позициям. По мнению депутатов, в первую очередь должно быть увеличено финансирование аграрного сектора экономики и программы устойчивого развития сельских территорий. Впереди у минфина - еще четыре недели работы над бюджетом.





Идем далее. Вопрос о строительстве рудника №6 Приаргунского производственного горно-химического объединения, от которого зависит дальнейшая судьба не только комбината, но и всего города Краснокаменска – наконец сдвинулся с мертвой точки. По словам директора предприятия «Атомредметзолото» – Виктора Святецкого, работу над проектом тормозит излишний бюрократизм.


Виктор Святецкий, первый заместитель генерального директора, исполнительный директор АО «Атомредметзолото»:

«Он был включен в гос. программу развития Российской Федерации по Дальнему Востоку и Байкальскому региону. Определены по годам бюджеты, но, к сожалению, Минфин в 16-м году не смог вовремя оформить все постановления, и мы не получили этого финансирования, и не были эти объемы включены в бюджет 18-го года. Поэтому выражаю благодарность и губернатору, и Вам, господа депутаты. Много работы сделано, безусловно, и получили мы в итоге указание президента».


На сегодняшний день, как было доложено депутатам, выделен первый транш – 350 миллионов рублей на строительство объектов инфраструктуры, куда входят – дороги, подстанция и очистные сооружения. В общей же сложности на освоение Аргунского и Жерлового месторождений урана необходимо 18,5 миллиардов рублей.

Коммунист Николай Мерзликин и здесь раскритиковал работу властей на всех уровнях. По его словам, в мае-июне текущего года уже наблюдалось отставание от нормативных сроков.


Виктор Святецкий, первый заместитель генерального директора, исполнительный директор АО «Атомредметзолото»:

«- Мы не можем строить рудник без очистных сооружений – вот такая история, так случилось, что водный баланс, который сегодня существует на предприятии, не позволяет откачивать воду в текущую схему.

- «Ростатом» в полной мере гарантирует финансирование?

- «Росатом» сегодня ищет все возможности, чтобы отфинансировать этот проект. В любом случае, мы те сроки, которые здесь показываем – мы их обязаны выдержать, иначе будет разрыв между действующими рудниками и шестым рудником. Мы это отчетливо понимаем. Поэтому 2023 – рудник должен быть введен».


Накануне также стало известно, что председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко поручила профильному комитету внести поправки в федеральный бюджет для финансирования строительства шестого рудника. Добавлю, что в случае его успешного запуска в 2023 году – предприятие ППГХО сохранит до 2,5 тысяч рабочих мест, а также бюджетную эффективность на уровне 1 миллиарда рублей в год в бюджеты всех уровней.





Екатерина Гаврилова, корреспондент:

- «Сегодня мы в гостях у депутата краевого парламента Александра Филонича. Александр Иванович, спасибо, что нашли для нас время. Не будем медлить, сразу о насущном. Тема, которая накануне обсуждалась в краевом парламенте, рудник №6 в городе Краснокаменск. Виктор Святецкий заявил, что в 2023 году мы должны получить первую тонну руды. Вы, человек, который непосредственно имеет отношение к урановой столице,  - что можете сказать? Ведь еще до недавнего времени – говорилось о том, что город придется расселять. 


Александр Филонич, депутат законодательного собрания, заслуженный строитель России:

- «Мне бы, конечно, как жителю Краснокаменска, выходцу оттуда, человеку, который принял участие в строительстве всех объектов, находящихся в городе Краснокаменске, конечно, хотелось, чтобы город продолжал жить. Но, к сожалению, развитие отрасли зависит не от количества сказанных слов, а от количества денег, вложенных в эту отрасль. Пока, к сожалению, ни распоряжения Правительства, ни согласия Минатома России – Святецкий не относится к этой организации, пока нет».


- «Ну, даже если в 2023 году это предприятие откроют – это все равно не решит проблему города». 


«Надо уже всем понимать. 10 лет еще какая-то часть шахтеров будет работать – не больше. Все месторождение будет исчерпано. К сожалению, разведки сегодня не ведется. Сумма пока определена 350 миллионов, которую якобы выделила организация, в которой работает Виктор Станиславович, и все. Но, эта сумма явно не достаточная. И, конечно, в 2018 году, я предполагаю, что строительство не начнется». 


«Ваша позиция про бюджет. Обсуждали его на всех комитетах, публичные слушания, расширенный комитет по бюджетной и налоговой политике…». 


- «Мы получили удовлетворение. Во-первых. Он на 4 миллиарда рублей больше. Во-вторых, он более сбалансированный, рассчитан на 12 месяцев. Это еще не бюджет развития, это мы все понимаем, но исходя из тех условий, в которых мы живем на сегодняшний день, сравнивая с прошлыми годами – это очень нормальный бюджет».


«Тем не менее, не все депутаты проголосовали. 4 было против».


«4 против – это коммунисты. Это очень удачная позиция. Баба Яга всегда против. Это очень удобно - прийти и все подвергать критике, при этом ни за что не отвечая. Это не показатель. Кто работал над бюджетом, кто занимался этой проблемой – кто вник в нее. Где деньги-то взять? Не так просто. Производство легко было разрушить, господину Чубайсу – разнесли все предприятия. А как все заново создать – это долго, очень тяжело». 


- «На бюджет, который депутаты принимали накануне, не пустили застройщика Веру Шаврову. Вы, как считаете, своими криками, митингами, добьется она той положенной суммы от региональных властей?».


- «Я деталей тоже не знаю, я ж не знаю ее бухгалтерию. Я не могу конкретно сказать, этого никто не может сказать. Вопрос сейчас решается правильно – ввести дома в эксплуатацию, расселить этих людей, а затем уже разбираться, кто прав, а кто виноват».


- «Насколько я помню, вы строили общежития для «Студенческой весны», и тогда тоже под честное слово тогдашнего губернатора Константина Ильковского взялись на федеральной земле строить эти объекты. К чему такие риски?». 

«Как, Катя, очень хочется, чтобы край развивался. Славу Богу весну провели, но потом, конечно, пришлось тратить огромное количество сил и времени, чтобы получить эти деньги. Компания, несмотря на то, что мы ввели этот объект, потеряла гигантские деньги, оплачивая процентные ставки. А сейчас мы передали квартиры 176 обманутым дольщикам. На какую сумму, вы думаете? 200 миллионов рублей. Передали и все. Хотя с господином Ильковским, тоже были определенные договоренности. Он тоже должен был нам компенсировать техприсоединение, но тоже документов не было, поэтому мы не стали этот вопрос поднимать».


«Как вы считаете, правильно ли решение Владимира Путина отказаться от долевого строительства на протяжении 3-5 лет?» 


- «Я предполагаю, прошу подчеркнуть, что это лоббируют крупные банки, чтобы еще иметь прибыль, за то, что они будут кредитовать подрядчиков. Потом они получат процент от строителей. Собственно, что происходит и сейчас. Если строительная компания берет кредит в банке – она ему отдает, потом в банке берут на тот же дом люди, опять получают квартиры, и банки жиреют. Это очень грустно. Хотя и планируются, что процентная ставка упадет, но она никак не падает. Я бы пошел другим путем – здесь ответственность должна ложиться на ту власть, которая предоставляет землю под застройку. Вот они должны смотреть, кому они дают разрешение на строительство, и отвечать за это».


 «Сколько сегодня у нас строит присоединение нового здания к коммуникациям?»


- «Вы задаете очень сложный вопрос. Вся проблема в том, что у нас не развивается сегодня ничего в крае, оно и не может развиваться в крае, по объективным причинам: высокая процентная ставка, высокая провозная плата, высокие тарифы на тепло и электроэнергию – вот причины,  по которым никакое производство не будет рентабельным при таких условиях – нужно уменьшать все. Техприсоединение дома на Курнатовского – 55 миллионов – «ТГК-14», 24 миллиона Ядри».


- «И немного отойдем от такой официальной части. Самая дорогая вещь, которую вы держали в руках?»


Александр Филонич, депутат законодательного собрания, заслуженный строитель России:

- «Вещь? За всю жизнь, я не одел ни одного кольца, у меня никогда не было цепочки. Я абсолютно равнодушен ко всем вещам. Может быть, камень, который мне подарил Виталий Федорович Зайцев. Который очень хранил у себя и передал его мне. Я его сейчас храню».


 Екатерина Гаврилова, корреспондент: 

- «Александр Иванович, спасибо, что согласились с нами поговорить. Я напоминаю, мы были в гостях, у заслуженного строителя, депутата краевого парламента Александра Филонича».