До счастья в Чикое можно доехать на пароме и москвиче

Программы, 00:00, 29 июня 2015

Урлук или Качон, Черемхово или Захарово. Большая речка или Менза. Сегодня мы представляем вам новый выпуск проекта ЗабТВ «Чай не город «ПреКрасный Чикой». Чтобы составить оригинальный свод правил, Ирина Трофимова и Анна Кулигина побывали в кедровнике, попробовали черемшу, пели семейские песни, пересекали реку по подвесному мосту. О том, как стать настоящим чикоянином, со страстью рассказывала Ирина Трофимова.

Чикой манит многих голубыми далями, сохранившейся пока еще тайгой, орехами, дичью да пушниной. Красотой сказочной, красотой нереальной.  Чикой пугает суровыми нравами старообрядцев, сосланных туда два века назад. Сегодня мы представим вам подробнейшую инструкцию по превращению в настоящего чикоянина.

Правило 1: 

Изучить, хотя бы немного, культуру предков. Выучить семейские напевы. Многим песням, которые здесь поют больше сотни лет.


Вера Буракова, Мария Куркова, Ольга Бабкина: 


"Скажите, что за песня про что? - «Сизокрылый голубочек». Девушка любит пахаря, а другая девушка любит моряка. Там дальше говорится пахарь пашет, пахарь сеет, пахарь песенки поет. Она с ним будет счастлива. А моряк сядет да уедет, а морячка слезы льет. – Проблема. Современная песня-то. Да, реальная и в наше время.  А сколько лет песне, откуда вы ее взяли. Да это давношняя песня, наша же семейская. Родители что пели, то мы поем. А родители у своих родителей брали. То что мы услышали запомнили, все остается. А теперь поем".


Правило №2:


аждая настоящая чикоянка, как в старину должна справить себе семейский костюм"


Надежда Лоскутникова костюмы изготавливает на заказ. Как и полагается шьет сарафаны из трех метров ткани – по косой. Желающих принарядиться по моде 200-летней давности сколько угодно. Швейная машинка не успевает остыть. Исторический костюм состоял из нижнего сарафана, Рубахи, фартука или «запона», кички на голову.

Надежда Лоскутникова,  швея (с. Красный Чикой)

"Все мои наряды. Вот этот материал мне очень нравится. Он смотрится эффектно. Но качество, конечно, проигрывает"

Как и 100-150 лет назад на семейские сарафаны идут китайские ткани, куда денешься без соседей. Шелка, бурс, чесучу, канфу везли в Забайкалье и тогда. Названия тканей у семейских имели растительные названия: мурово-зеленый, гречишный, ореховый, мышачий (то есть серый), бруснишный, коришлевый (светло-коричневый).  Детям семейский костюм обновляли каждый год – шили полностью новый. И если у взрослых сарафан – у маленьких сарафанчик.

Надежда Лоскутникова, швея (с. Красный Чикой):


"Была первая семейская круговая, и там девчонки хи-хи, ха-ха в этих сарафанчиках бегают. А так красиво"


В гости к семейским чикойским по большим праздникам приезжают и старообрядцы из Китая. У Павла Александрова, например, мама русская, отец – китаец.


Павел Александров, участник фестиваля (Китай):

"Но короче народная русская культура нас интересует. Поэтому в Китае есть китайцы-русские. А мы тоже интересуемся , который оставляем русский народный культура. Я танцую…."

Семейские бежали в Китай из Забайкалья, Амурской области в 30-х годах прошлого века. Когда на семейских пошли с репрессиями. Как вспоминают жители старообрядческих сел, каждой семье полагалось отдать государству 30 пудов зерна, полпуда масла с коровы, 50 яиц. Вводились денежные налоги с охоты, пчеловодства, рыболовства. «В Китай шли тайно. Собирались недолго. Все оставляли и избы и хозяйство»


Теперь спустя почти сто лет, вполне можем дождаться переселения в обратном направлении. Из Китая в Россию. В Красночикойском районе сейчас работают две крупных лесозаготовительных фирмы с иностранным капиталом. И 10 процентов территории таежного района находится в аренде у  гостей из Поднебесной на 49 лет.  


На одном из участков арендованный китайцами лес граничит с только что открытым национальным парком «Чикой». Его площадь составит 667 тысяч гектаров.

Правило 3:

"Каждый настоящий чикоянин должен хоть раз в жизни добраться до озера Шебеты и Ламского городка, красивейшего места, которое теперь включено в список достопримечательностей национального парка. Здесь же покорив хребты можно увидеть знаменитый Ламский городок, Быстринский голец. Скоро до культовых мест пройдут туристические маршруты".


Ирина Трофимова:


"Всего в эколого-экономическом обосновании национального парка «Чикой» прописано 17 туристических маршрутов. На Каждый рубль федеральных денег, 10 парк должен заработать сам".


В территорию нацпарка «Чикой» вошли два заказника «Ацинский» и «Буркальский». Поэтому эта табличка  уже устарела. Скоро здесь появятся новые указатели. Разговоры о создании нацпарка ведутся с 60-х годов прошлого века, и особенно бурно с начала 2000-х. Но постановление о создании парка Правительством Забайкальского края только в  феврале 2014.   На своей территории заготовку кедровых орехов теперь будет контролировать дирекция парка.

Анатолий Неслухов, директор национального парка «Чикой»: 


«Это будет регулируемо. Сейчас жители могут зайти в любое время и начать заготовку кедрового ореха. В соответствии с требованиями природы это нужно делать в период созревания. Потому что некоторые делают это раньше и это наносит вред кедрачу. Мы будем устанавливать сроки, как осенней заготовки, так и осенней»

Кедровник, здесь кормилец. В Чикое говорят «кедрач», в соседнем Петровск-Забайкальском районе – «кедраш». Михаил Бураков из Черемхово за орехом первый раз пошел с отцом еще в школе.


Михаил Бураков, бондарь (с.Черемхово)


"Пришли шишку насобирали, продали ,вывезли. Велосипед купил. Сел-поехал. Это в десять лет я сам себе купил велосипед. А в 40 лет шишку ждал, за месяц машину купил"


Из кедра-валежника, не срубленного, упавшего Михаил делает уникальные кедровые бочки. Говорит, изучал это искусство восемь лет, пока дошел до совершенства.  Заказчики звонят с разных концов страны, в любое время суток. Бочки нынче в моде и в деревенских избах и в дорогих косметических салонах. Или вот такой штучный товар – манок для охоты на изюбря. Получается от кедра кругом сплошная польза.


Михаил Бураков, бондарь (с. Черемхово):  

Тут все создано на одном орехе. Народ живет, все, что построено на орехе. Не будет кедры, не будет соболя. А тут на чем жить?  46.50 Тут люди так живут. Он не будет сук рубить на котором сидит.

 

Правило 4.


"Каждый настоящий житель Чикоя должен хотя бы раз пересечь реку по подвесному мосту. Или добраться на пароме до своего счастья"


Чикой кружит голову и путает дороги реально. Как будто хочет показать себя во всей красе. Так мы случайно свернули с дороги на Урлук и оказались на дороге на село Большая речка. Паромщик как в песне может отвезти и на берег левый и на берег правый, за символическую сумму и вместе с автомобилем. Альтернатива парому тут только – узкий подвесной мост через реку Чикой. Подвесные мосты есть еще по дороге на Качон и Быково. И каждый как аттракцион неслыханной смелости. Но можно и по реке. С помощью бывалого паромщика.


Николай Емельянов, паромщик (с. Большая речка) 

"А машина за машиной. Дааа. Туды-сюды. А на Большую речку только паромом можно попасть? – Да. Но можно по мосту. Или на мотоцикле, или пешком.  Мост-то он только мотоцикл выдерживает. Машины не проходят? Неее. Он узкий. ВЫ паромщик, прям как из песни? Куда везете? 00.54 А вы песню про паромщика помните? Да. А напеть можете? Неее. 01.31 Куда везете на пароме, куда отвезти можете? До Большой речки. А до счастья возите на пароме? До какой? Ну до счастья доехать на пароме можно? Ну конечно".


Как пояснили зеваки у дороги «Туды Урлука нет». А сюды – Урлук есть.

Правило №4

"Если вы настоящий чикоянин, то нечего сидеть только в районном центре. Самый смак и соль чикойских краев в дальних селах. Например, в Урлуке."


Доехать до Урлука – почти 100 километров по бездорожью. Сюда два с лишним века ссылали старообрядцев из Польши.  Здесь в маленькой мастерской реставрирует старые иконы Илья Свистунов. Историк и краевед он и правда всю жизнь посвятил любви к Урлуку. По-моему взаимной.

Илья Свистунов, краевед, писатель, реставратор (с.Урлук):

"Специальным раствором начинаешь потихоньку. То есть чистенькой медицинской ваткой стираешь, стираешь. Потом начинает проступать изображение. На ватке появляется цвет какой-то. Появился цвет, появилось изображение. Нельзя допускать – можно смыть изображение. Надо очень аккуратно. Постепенно смывается пленка черная. Старинные лаки и вообще лаки и олифы имеют такое свойство, через столетие чернеют. И вот эта живопись на доске покрывается черной пленкой и изображение пропадает. Некоторые считают, что икона погибла. Но это не так. Под этой пленкой живопись остается такой же первозданной той же почти, какой она была"


Старые люди в Урлуке рассказывают удивительные вещи. Выбрасывать икону или сжигать ее – грех. А вот отпустить ее в воду можно. Бывало, что из реки вместо черных досок вылавливали полностью обновленные, ожившие иконы. Семейские в Красночикойский район приезжали отовсюду. Поэтому до сих пор здесь встречаются иконы разных иконописных школ: московских и новгородских, уральских и сибирских. В 15 километрах от Урлука находится знаменитый Чикойский монастырь, основанный в 1820 году. В день иконы «Споручницы грешных» сюда  сотнями идут паломники из разных районов края. Чтобы поклониться могиле, где был похоронен основатель монастыря отшельник и врачеватель Варлаам Чикойский.


ПРАВИЛО 5

"Каждый чикоянин  просто обязан каждую весну подзаряжаться витаминной черемшой"


Ирина Трофимова:

"В это время года весь Чикой пахнет черемшой. Это такой таежный дикий чеснок. Едят ее в любое время суток, это совсем не считается дурным тоном. Едят сырую, макая в соль, делают салаты и даже жареную"


Черемшой весной все село как будто пропитывается насквозь. Чесночным духом пахнут улицы и дома, дети и взрослые.  А что ты хочешь, край суровый. По-другому не проживешь.


Ирина Трофимова:

"Самый распространенный транспорт на деревне уже не лошадь. Это, как правило, москвичи и жигуленки 25-30 летней давности. Таак. Ну поехали. Заглохли."


Доехать до счастья в Чикое можно и на пароме и на стареньком москвиче. Главное определить направление Урлук или Качон, Черемхово или Захарово. Большая речка или Менза.

Ирина Трофимова, Анна Кулигина, Виталий Литвинцев.