Военная медсестра рассказала, как одной рукой и зубами "зашивала" раны солдат

Новости, 15:50, 12 мая 2016

Она каждый день рядом с больными, знает все их привычки, и, если будет нужно, накормит с ложки. Сегодня свой профессиональный праздник отмечают, пожалуй, самые незаменимые в больнице люди – медицинские сестры. В канун праздника мы встретились с ветераном, сержантом медслужбы 92-летней Анастасией Сергеевной Халиковой.


Не успела начаться Велика Отечественная война, а в Читу самолетами и санитарными поездами стали поступать раненные. 17 летняя Настя Халикова окончила ускоренные курсы медсестры, затем поступила в медучилище и уже на втором курсе оказалась в рядах Красной армии. Затем, в 44-ом, было ампутационное отделение сретенского фронтового эвакогоспиталя. Говорит, приходилось «отпиливать» руки и ноги при свете керосиновых ламп, а солдат усыпляли с помощью марлевой маской с эфиром. Больше всего Анастасии запомнился молодой летчик Вася Белоконь, который уже в 25 остался без обеих рук и ног. В одиночку таранил фашистов.


Анастасия Сергеевна Халикова, ветеран Великой Отечественной войны, сержант медслужбы, медсестра:


«Я подошла и стала его кормить, все же женская рука – женская рука. И он потом больше не от кого пищу не принимал, только от меня. Причем такой молодой. Мне запомнились его голубые глаза. Вот кровать была. Да какие кровати были – только обвешанные шнурами, чтобы они не упали. Это такие сильные духом люди. Никто из них не жаловался, как они будут жить без рук без ног».


Как только закончилась Великая Отечественная, Анастасию медпоездом отправили в Японию. Опасно было настолько, что на ночь вагон запирали. В руках у нее всегда была санитарная сумка, плащ-палатка – она же волокуша, на которой перетаскивали раненных, противогаз с респиратором и фляга с драгоценной водой. Два глотка для раненого и один - для нее. Пить воду из рек было нельзя – японцы отравили все вокруг. Анастасия помнит, что как только открыли двери вагона, ее взрывной волной вышибло из поезда.


Анастасия Сергеевна Халикова, ветеран Великой Отечественной войны, сержант медслужбы, медсестра:


«Когда пришла в себя, у меня не было рукавов у гимнастерки. Мне потом объяснили, что люди выпрыгивали, кого вытолкнуло, были переломы открытые, закрытые. Надо было останавливать кровь. У меня не было ремня и рукавов, чтобы остановить кровь, рвали».


Вся правая часть тела у молодой медсестры была практически парализована. Но, несмотря на это, она помогала раненым. Как уж могла – одной левой рукой и зубами делала перевязки. После второй мировой Анастасия вернулась в Читу и, не отдохнув ни дня, вновь пошла в 321 военно-клинический госпиталя. Единственное, попросила, чтобы направили в отделение, где меньше крови. Насмотрелась. В 47-м молодая Настя встретила мужа, и с ним ездила по стране и районам Забайкалья. А с 60-х годов работала в 23 воздушной армии - сопровождала командующего и начальника штаба. От сына у Анастасии Сергеевны три внука, каждый год 9 мая она ходит на парад, а в день медсестры и вовсе - нарасхват. Но, больше всего любит смотреть на будущих солдат вовремя присяги. К защитникам родины у сержанта медслужбы отношение особое.


Валерия Квашнина, Максим Лобачев

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"